Сверхвысокое напряжение

Шестидесятые годы ознаменовались строитель­ством новых электрических сетей сверхвысокого напряжения. Большие объемы электроэнергии из СССР ждала тогда развивающаяся промышленность Румынии и Венгрии – это было время объединения энергосистем стран Восточной Европы, входивших в состав Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В перспективе планировалось создать Единую энерго­систему стран социалистического содружества.

К середине 60-х гг. в СССР приступили к освое­нию напряжения класса 750 кВ. Первой отечественной электропередачей 750 кВ стала ЛЭП Конаково – Москва, опытно-промышленная линия длиной 87,7 км от под­станции Опытная в районе Конаковской ГРЭС до подстанции Белый Раст.

Результаты масштабных испытаний конструкций ЛЭП и подстанционного оборудования позволили при­ступить к проектированию и строительству промыш­ленной электропередачи 750 кВ.

В 1975 году была введена в эксплуатацию ЛЭП 750 кВ Ленинград – Конаково с подстанцией 750/330 кВ Ленинградская. Эта электропередача объединила энергосистемы Центра и Северо-Запада, что сдела­ло возможным передавать избыточные мощности Северо-Запада в дефицитные районы Центра, Средней Волги и Урала.

В начале 70-х годов началось грандиозное строи­тельство Трансукраинской электропередачи 750 кВ Донбасс – Западная Украина общей длиной 1100 км. Это было необходимо для передачи мощ­ности Донбасса в развивающиеся промышленные рай­оны Западной Украины и укрепления связей с энерго­системами Юга России. Позднее магистраль удлини­ли, построив в 1978 году межгосударственную линию электропередачи 750 кВ Западная Украина (СССР) — Альбертирша (Венгрия). В следующем году началась параллельная работа ЕЭС СССР и ОЭС стран-членов СЭВ. В 80-х годах строительство линий 750 кВ приобре­ло массовый характер. Успехи российских специали­стов в освоении и развитии напряжения 750 кВ при­знал весь мир. Все оборудование, применявшееся при строительстве линий 750 кВ (как и на 500 кВ), было отечественного производства. США и Канада для этих классов напряжения использовали импорт­ную технику.

В августе 1977 года коллегия Минэнерго, признав значительные успехи Управления дальних передач в освоении ЛЭП 500 и 750 кВ, приняла решение преобразовать Управление эксплуатации дальних электропередач» в Производственное Объединение «Дальние электропередачи» с возложением на него функции заказчика по строительству электропередач сверхвысокого напряжения.

В том же году для объединения энергосистем Сибири с восточной частью страны советское правительство приняло решение построить мощную магистральную электропередачу Сибирь – Казахстан – Урал. Строи­тельство и ввод линии электропередачи 1150 кВ разделили на несколько этапов. В 1985 году вклю­чили на напряжение 1150 кВ участок Экибастуз – Кокчетав с подстанциями 1150 кВ Экибастузская и Кокчетавская. В 1988 году на новый класс напряжения перевели участок от Кокчетава до Кустаная. С подстанцией Кустанайская линия Экибастуз – Кокчетав – Кустанай протяженностью около 900 км стала первой в мире электропередачей 1150 кВ.

Огромную помощь на этом этапе оказал испыта­тельный комплекс на подстанции Белый Раст. Про­веденные на нем исследования позволили проверить оборудование ультра высокого напряжения и под­готовить специалистов к эксплуатации таких линий.

Дальнейшее увеличение пропускной способности электропередачи было связано с переводом на напря­жение 1150 кВ ее последнего участка – от Кустаная до Челябинска. Но проекту не суждено было завершиться – в 1991 году изменилась экономическая и политическая обстановка в стране, упали темпы строительства и ввода электросетевых объек­тов. Стро­ительство линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 кВ Экибастуз – Центр, начатое в 1978 году, тоже было остановлено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: