Вопрос 16. Ценовая политика, факторы и этапы ценообразования

Политика цен предприятия является составной частью общей политики предприятия и заключается в определении и поддержании оптимальных уровней, структуры цен, взаимосвязей цен на товары в рамках ассортимента предприятия и конкретного рынка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в конкретной рыночной ситуации.

Политика цен предприятия является составной частью общей политики поведения предприятия на рынке. поведение предприятия может быть пассивным и активным, что определяет и степень активности ценовой политики.

Пассивное поведение предприятия на рынке заключается в стремлении достичь поставленной цели в рамках ограничений, накладываемых структурой затрат и спроса, структурой рынка. Соответственно пассивная политика цен сводится к тому, что цены строятся преимущественно на основе затрат или предприятие следует за сложившимися на рынке ценами или ценовым лидером, предприятие соглашается на длительное время со своей долей рынка.

Политика активного поведения предприятия подразумевает стремление предприятия каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию, обеспечивая достижение поставленной цели. Активное поведение предполагает:

· исследования рынка

· диверсификацию

· активную рекламу,

· поглощение и слияние предприятий и таким образом влияние на структуру рынка.

Т.е предприятие стремится освободиться от отраслевых ограничений, манипулируя окружающей средой.

Активному поведению предприятия на рынке как правило соответствует и активная ценовая политика.

Активную ценовую политику проводят предприятия, обладающие определенной рыночной властью, имеющие ценовые преимущества перед своими конкурентами (низкие затраты); способы адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.

Активная ценовая политика предполагает:

· активное изучение спроса;

· требования покупателей к качеству продукции с целью учета их в цене;

· проведение ценовой дискриминации;

· осуществление явного и неявного сговора.

Цена формируется под воздействием двух групп факторов - внешних и внутренних.

Таблица Факторы ценообразования

Внутренние Внешние
Особые свойства товара Политическая стабильность в стране
Способ производства Обеспеченность основными ресурсами
Мобильность производства Рыночная среда
Ориентация на рыночные сегменты Масштабы гос. регулирования цен
Жизненный цикл товара Характер спроса
Длительность цикла товародвижения Совершенство налогового законодательства
Авторитет фирмы Общий уровень инфляции
Организация сервиса Внешняя экономическая политика государства
Реклама, продвижение товара  

Формирование цены является сложным процессом. Так как при формировании цены следует учитывать воздействие целого ряда факторов, таких как поведение потребителей, конкурентов, участников каналов сбыта, законодательство и т.д.

1. Изучение рынка сбыта

2. Выбор цели и задач ценообразования

3. Анализ спроса

4. Оценка издержек

5. Анализ цен конкурентов

6. Выбор метода ценообразования

7. Выбор стратегии ценообразования

8. Установление окончательной цены


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: