Ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором реализуется его товар. С точки зрения ценообразования наибольшее значение имеет классификация рынков по степени ограничения конкуренции.
I. Рынок совершенной конкуренции
- Большое количество продавцов на рынке;
- Однородная продукция по своему качеству;
- полная свобода выхода с рынка
- цена задается рынком и не зависит от продавца;
На рынке совершенной конкуренции отдельное предприятие не контролирует цены. по которым она реализует свою продукцию, т.к. цена определяется условиями совокупного спроса и предложения. Если предприятие повысит цену, оно потеряет своих покупателей, т.к. они могут удовлетворить свой спрос в другом месте, а если понизит – не сможет удовлетворить весь возникший спрос. Роль маркетинга несущественна.
II. Рынок монополистической конкуренции
- Достаточно большое количество продавцов (10-40);
- широкая дифференциация товара, т.е. товар значительно различается по свойствам и качеству, наличию фирменных марок, условиям продажи;
- способность продавца в определенных пределах влиять на цену своей продукции. Процесс установления цен, достаточно сложный и гибкий, широко используются примеры неценовой конкуренции (качество, фирменный знак)
- относительная свобода входа на рынок.
МК отличается от рынка СК дифференциацией продукта, каждая фирма имеет свой рынок, и это делает ее минимонополистом по отношению к своим покупателям, так что она сама определяет цену и объем производства. Так как товар предприятий заменим, то предприятия должны учитывать этот факт. Т.е. можно сказать, что монополистический конкурент имеет контроль над ценой в определенных пределах.
|
|
Ш. Рынок олигополии
- небольшое количество продавцов;
- продукция однородная, либо дифференцированная (нефть, а/м);
- затруднен доступ новых фирм на рынок.
- продавцы имеют возможность влиять на цену.
Назначая цену товаров фирмы, могут поступать следующим образом:
1. следование за лидером, если в отрасли имеется явный ценовой лидер
2. Стратегия координации действий при установлении цен: сговор и соглашение - создание картелей;
3. целенаправленное соперничество, вплоть до ведения ценовых войн..