double arrow

Вопрос 15. Сущность цены как экономической категории. Функции и параметры цены.


Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую покупатель УЖЕ готов купить, а продавец ЕЩЕ готов продать товар.

На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия, на макроуровне – формирует структуру экономики.

Экономическая сущность цены проявляется в ее специфических функциях:

- информационной, состоящей в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре рынка.

- учетно-стоимостной, цена показывает во что обходится обществу производство той или иной продукции, сопоставлять, позволяет сопоставлять различные блага, не сопоставимые по потребительским характеристикам. служит для расчета всех отчетных стоимостных показателей

- стимулирующей,цена оказывает поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление через величину заключенной в ней прибыли.

- распределительной и перераспределительной, цена перераспределяет созданную стоимость, в том числе и национальный доход, между различными отраслями и сфе­рами экономики, между фондами накопления и потребления, между ре­гионами страны, между отдельными слоями и группами населения и пр.




-балансирующей, через цены осуществляется связь между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом.

- социальной, с помощью цены регулируется объем потребления, перераспределение дохода между разными социальными группами.

Параметры цены.

Уровень цен – показатель, характеризующий абсолютную величину цены конкретных товаров в конкретный период времени.

Динамика – изменение уровня цены во времени.

Структура – соотношение элементов цены в процентах или долях

Ц= себестоимость (0,6 или 60%)+прибыль (0,15 или 15%) +налоги (0,25 или 25%)

Себестоимость - затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Прибыль - форма чистого дохода, категорию расширенного воспроизводства, необходимая для создания средств на потребление и накопление предприятий

Налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену.

Лекция 8. Этапы ценообразования







Сейчас читают про: