Расчет издержек производства товара позволяет определить нижний предел цены. Издержки представляют собой затраты на валовый выпуск товара, предназначенный к реализации на рынке. Для управления процессом формирования себестоимости, организации учета затрат, контроля за уровнем себестоимости, выявления резервов ее снижения и, следовательно, управления процессом ценообразования, большое значение имеет классификация затрат.
| Классификационный признак | Виды затрат |
| По экономическому содержанию | Материальные затраты Затраты на оплату труда Отчисления на социальные нужды Амортизация основных фондов Прочие затраты |
| По способу включения в себестоимость | Прямые Косвенные |
| По отношению к технологическому процессу | Основные Накладные |
| По отношению к объему производства | Постоянные Переменные |
Для целей ценообразования и управления этим процессом наиболее важное значение имеет деление затрат в зависимости от их динамики при изменении объемов производства продукции на постоянные и переменные.
Р TC
TVC TC =TVC + TFC
TFC
Q
Постоянные (TFC) - это затраты, величина которых не зависит от объемов выпуска продукции и остается неизменной в определенном диапазоне масштабов производства (аренда, амортизация основных средств, з/плата управленческого персонала и т.д.
Переменные (TVC) – это затраты, величина которых зависит от объемов выпускаемой продукции. (сырье, материалы, комплектующие детали, топливо и электроэнергию, з/плату основных производственных рабочих, и т.д.)
5. Анализ цен конкурентов
Разница между верхней границей цены, образованной спросом и нижней, образуемой издержками – есть пространство для установления цен. В его рамках на передний план выдвигается фактор поведения конкурентов, цена и качество товаров. Предприятию важно определить, реально ли установить более высокую цену на товар, чем у конкурентов, или преимуществом будет более низкая цена.
Если на рынке много предприятий-конкурентов, отслеживание деятельности всех фирм очень трудоемкая и часто ненужная задача. Возникает необходимость сужения круга исследования конкурентов, выделения приоритетных конкурентов. В первую очередь необходимо определить географические границы рассматриваемого рынка, учитывая ряд факторов затем необходимо выделить наиболее предпочтительные объекты анализа.
Затем в выделенной группе приоритетных конкурентов проводят исследования по следующим направлениям:
· Доля рынка приоритетных конкурентов;
· Природа конкурентного преимущества при его наличии;
· Имидж конкурента (насколько он силен);
· Цены конкурентов и их динамика;
· Главные черты ценовой политики;
· В какой степени конкуренты способны ликвидировать преимущества, которые имеет предприятие;
· Динамика затрат на маркетинговые исследования, рекламу;
· Изменение позиции потребителей относительно предприятий-конкурентов
· неудовлетворенность ценой: со стороны потребителей, торгового персонала;
Главным результатом анализа информации о ценах, должно быть сокращение количества непредвиденных ситуаций в области ценовой политики конкурентов. Кроме того, учет конкуренции в ц/о – это решение фирмы вопроса о вступлении или не вступлении в ценовую конкуренцию.
- Выбор метода ценообразования.
- Методы ценообразования, ориентированные на издержки производства
Затратный метод (метод полных издержек). Методы, основанные на издержках производства, являются наиболее часто используемыми в практике ц/о, особенно это касается затратного метода.
Ц=С+П+Н, где:
С – себестоимость изделия, руб;
П- прибыль на единицу изделия, руб.;
Н – налоги, руб
Преимущества данного метода заключаются в следующем: использование метода обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемого размера прибыли; относительная простота и универсальность метода. Недостатки метода проявляются в том, что игнорируется влияние эластичности спроса по цене; снижаются конкурентные стимулы к минимизации издержек.
Метод структурной аналогии. Метод структурной аналогии применяется на предприятиях с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, структура цен которых практически одинакова. В соответствии с данным методом для определения цены на новое изделие необходимо: установить структуру цены, для чего используются статистические данные о доле каждого вида затрат в цене аналогичного изделия; выбрать основной элемент затрат в цене аналогичного товара; определить величину затрат нового изделия в абсолютном выражении и выполнить расчет по формуле:
, где
| Зi | абсолютное значение i-го вида затрат при производстве базового изделия. |
| Дзi | - доля затрат i-го основного вида затрат при производстве базового изделия. |
Агрегатный метод. Агрегатный метод применяется в тех случаях, когда товар состоит из сочетаний отдельных изделий, а также когда продукция собирается из унифицированных элементов, узлов, деталей

| Эi | - стоимость i-го элемента; |






