Теоретическая основа:
- труды И.П. Павлова, теория классического обуславливания;
- теория бихевиоризма Д. Уотсона;
- теория оперантного научения (обуславливания) Б. Скиннера;
- теория реципроктного торможения Вольпе;
- современные мультимодальные поведенческие подходы к консультированию Лазаруса и А. Бандуры.
Главная установка психолога бихевиорального направления: «Мы можем делать выводы только на основе объективно наблюдаемых и измеряемых фактов».
Объект наблюдения, понимания – поведение
Ошибка понимания – субъективное, ненаблюдаемое не берется во внимание.
Анализ проблемы происходит в ситуации «здесь и сейчас» в противовес ситуации «там и тогда» (психолог регистрирует поведения человека в настоящем).
Неадаптивное (проблемное) поведение обусловлено научением
Научение – процесс ознакомления, присвоения новых поведенческих паттернов.
В поведенческом направлении психолог не оперирует понятием «личность» (в поведенческом подходе нет теории личности). Личность понимается как набор видов поведения, приобретение которого обусловлено подкреплением со стороны окружающей среды.
|
|
Т.О. личность легко изменить, меняя режим подкреплений.
Подход к личности – объектный.
Данный вид консультирования возможен и применим для тех клиентов, у которых есть локальные цели и которые готовы работать в режиме тренировки (клиенты прагматичные, целеустремленные, готовые работать на результат).
Цель консультирования – выявление неадаптивных паттернов поведения и научение клиента новым адаптивным способам реагирования, способам поведения.
Частные задачи:
- научение клиента приемам психологической саморегуляции (приемы расслабления, приемы саморегистрации или наблюдения за собой в адаптивные и неадаптивные периоды);
- формирование новых социальных умений;
- снятие стресса;
- преодоление вредных привычек;
- преодоление эмоц. травм (фиксированные эмоции страха, вины, обиды).
Позиция психолога – ролевая позиция:
- обучающий – тренер;
- модель для подражания, носитель поведенческой картины реальности;
- эксперт.
Отношения между клиентом и психологом исключают личностный аспект, отношения реальные, нетрансферные, отношения «не-встречи».
Бихевиоральная модель является образовательной моделью («учитель-эксперт» и «ученик»). Воздействие психолога носит императивный и директивный характер; психолог прибегает к конструктивным манипуляциям (экспериментам); процесс консультирования предполагает контроль и самоконтроль (домашние задания для клиента – дневник самонаблюдения, выполнение предписаний).
Базисная терминология этой модели отражает основные концепции научения: