double arrow

Поведенческое консультирование

Теоретическая основа:

- труды И.П. Павлова, теория классического обуславливания;

- теория бихевиоризма Д. Уотсона;

- теория оперантного научения (обуславливания) Б. Скиннера;

- теория реципроктного торможения Вольпе;

- современные мультимодальные поведенческие подходы к консультированию Лазаруса и А. Бандуры.

Главная установка психолога бихевиорального направления: «Мы можем делать выводы только на основе объективно наблюдаемых и измеряемых фактов».

Объект наблюдения, понимания – поведение

Ошибка понимания – субъективное, ненаблюдаемое не берется во внимание.

Анализ проблемы происходит в ситуации «здесь и сейчас» в противовес ситуации «там и тогда» (психолог регистрирует поведения человека в настоящем).

Неадаптивное (проблемное) поведение обусловлено научением

Научение – процесс ознакомления, присвоения новых поведенческих паттернов.

В поведенческом направлении психолог не оперирует понятием «личность» (в поведенческом подходе нет теории личности). Личность понимается как набор видов поведения, приобретение которого обусловлено подкреплением со стороны окружающей среды.

Т.О. личность легко изменить, меняя режим подкреплений.

Подход к личности – объектный.

Данный вид консультирования возможен и применим для тех клиентов, у которых есть локальные цели и которые готовы работать в режиме тренировки (клиенты прагматичные, целеустремленные, готовые работать на результат).

Цель консультирования – выявление неадаптивных паттернов поведения и научение клиента новым адаптивным способам реагирования, способам поведения.

Частные задачи:

- научение клиента приемам психологической саморегуляции (приемы расслабления, приемы саморегистрации или наблюдения за собой в адаптивные и неадаптивные периоды);

- формирование новых социальных умений;

- снятие стресса;

- преодоление вредных привычек;

- преодоление эмоц. травм (фиксированные эмоции страха, вины, обиды).

Позиция психолога – ролевая позиция:

- обучающий – тренер;

- модель для подражания, носитель поведенческой картины реальности;

- эксперт.

Отношения между клиентом и психологом исключают личностный аспект, отношения реальные, нетрансферные, отношения «не-встречи».

Бихевиоральная модель является образовательной моделью («учитель-эксперт» и «ученик»). Воздействие психолога носит императивный и директивный характер; психолог прибегает к конструктивным манипуляциям (экспериментам); процесс консультирования предполагает контроль и самоконтроль (домашние задания для клиента – дневник самонаблюдения, выполнение предписаний).

Базисная терминология этой модели отражает основные концепции научения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: