double arrow

Четыре этапа консультативного процесса

1. Установление доверительных дружественных отношений между консультантом и клиентом.

Консультант выступает «моделью» (демонстрирует ценности, лежащие в основе этого подхода), ведет себя спонтанно и открыто (самораскрытие, юмор).

- Техника активного слушания

2. Анализ динамики клиента (анализ личной динамики)

Цель – понять жизненный сценарий клиента, собрать психологический анамнез, выявить ошибки стиля жизни.

- Техника первичного интервью

- Техника анализа ранних детских воспоминаний

- Техника анализа повторяющихся сновидений, грез и фантазий клиента.

В анализе сновидений Адлер не ищет сексуального подтекста. Сны – это бессознательное программирование будущего. Символика снов отражает то, как человек ведет себя в обществе (социальность).

- Техника анализа «семейного созвездия» (порядок рождения, поло-возрастной состав семьи).

- Техника «История жизни» (проективный рассказ). Клиенту предлагается выделить и записать значимые события жизни, которые либо помогали, либо препятствовали достижению целей.

3. Этап интерпретации

Воедино связываются содержание сновидений, детские воспоминания, порядок рождения в семье и цели клиента. Консультант подводит клиента к инсайту.

Диалоговая партнерская модель.

Фрейд анализировал прошлое (ретроспективность), Адлер дает интерпретации в фокусе внимания будущего клиента, его целей, и понимая его цели анализируется прошлый опыт и настоящее.

Ложные цели: «стать богатым», «стать известным»

Фиктивные цели: (часто имеются у первенцев). Первенцы переживают «свержение с трона», но они более успешные.

4. Этап переориентации

Направлен на изменение стиля жизни на когнитивном (убеждения) и поведенческом (новые поведенческие паттерны) уровне.

- Техника «Действия как будто» – ролевое проигрывание желаемого поведения, образа.

- Техника «Негативная практика» («Парадоксальная интенция», В. Франкл) – преодоление комплексов, страхов, тревоги не борясь с ними, а идя им навстречу (усиление симптома).

- Техника «Поймай себя самого» – клиент, уже зная свои ошибки, старается в повседневной жизни предвидеть ситуацию и «поймать» себя, т.е. актуальная рефлексия.

- Реориентационный тренинг (Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру)

Реориентация – это коренное изменение жизненного курса и раскрытие веера новых возможностей.

«Человек – не раб прошлого опыта» Адлер А.

Три этапа реориентации:

1. Встреча с самим собой – отчетливое видение своих ошибок, страхов, неэффективных целей (Где «Я» и чего оно хочет?) – аналитический этап

2. Развитие стереоскопичности видения жизни и себя в ней – мировоззренческий этап

3. Формирование новых эффективных поведенческих паттернов, проработка барьеров – поведенческий этап

На «выходе» клиент осознает себя творцом своего будущего.

Сочетание индивидуальной и групповой работы, когнитивной и поведенческой модели.

Достоинства и недостатки адлерианской модели:

+ Эффективна с клиентами с комплексом недостаточности (низкая самооценка, неудовлетворенность своими достижениями, конфликтные отношения)

+ Хорошо работает с подростками, юношеским возрастом. Имеет превентивную функцию (профилактика). Можно работать с детьми от 8 лет.

Коррекция с детьми и подростками проходит в форме игротерапии и сказкотерапии («Золушка», «Снежная королева» и др.)

+ Хорошо работает в детско-родительском консультировании.

– Модель (метод) работает только тогда, когда есть доступ к ранним детским воспоминаниям

- доверие;

- проработка сопротивления.

– Клиент в этой модели воспринимается как равный, но требующий поддержки и фасилитации (инфантильные клиенты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: