1. Установление доверительных дружественных отношений между консультантом и клиентом.
Консультант выступает «моделью» (демонстрирует ценности, лежащие в основе этого подхода), ведет себя спонтанно и открыто (самораскрытие, юмор).
- Техника активного слушания
2. Анализ динамики клиента (анализ личной динамики)
Цель – понять жизненный сценарий клиента, собрать психологический анамнез, выявить ошибки стиля жизни.
- Техника первичного интервью
- Техника анализа ранних детских воспоминаний
- Техника анализа повторяющихся сновидений, грез и фантазий клиента.
В анализе сновидений Адлер не ищет сексуального подтекста. Сны – это бессознательное программирование будущего. Символика снов отражает то, как человек ведет себя в обществе (социальность).
- Техника анализа «семейного созвездия» (порядок рождения, поло-возрастной состав семьи).
- Техника «История жизни» (проективный рассказ). Клиенту предлагается выделить и записать значимые события жизни, которые либо помогали, либо препятствовали достижению целей.
|
|
3. Этап интерпретации
Воедино связываются содержание сновидений, детские воспоминания, порядок рождения в семье и цели клиента. Консультант подводит клиента к инсайту.
Диалоговая партнерская модель.
Фрейд анализировал прошлое (ретроспективность), Адлер дает интерпретации в фокусе внимания будущего клиента, его целей, и понимая его цели анализируется прошлый опыт и настоящее.
Ложные цели: «стать богатым», «стать известным»
Фиктивные цели: (часто имеются у первенцев). Первенцы переживают «свержение с трона», но они более успешные.
4. Этап переориентации
Направлен на изменение стиля жизни на когнитивном (убеждения) и поведенческом (новые поведенческие паттерны) уровне.
- Техника «Действия как будто» – ролевое проигрывание желаемого поведения, образа.
- Техника «Негативная практика» («Парадоксальная интенция», В. Франкл) – преодоление комплексов, страхов, тревоги не борясь с ними, а идя им навстречу (усиление симптома).
- Техника «Поймай себя самого» – клиент, уже зная свои ошибки, старается в повседневной жизни предвидеть ситуацию и «поймать» себя, т.е. актуальная рефлексия.
- Реориентационный тренинг (Сидоренко Е. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру)
Реориентация – это коренное изменение жизненного курса и раскрытие веера новых возможностей.
«Человек – не раб прошлого опыта» Адлер А.
Три этапа реориентации:
1. Встреча с самим собой – отчетливое видение своих ошибок, страхов, неэффективных целей (Где «Я» и чего оно хочет?) – аналитический этап
2. Развитие стереоскопичности видения жизни и себя в ней – мировоззренческий этап
|
|
3. Формирование новых эффективных поведенческих паттернов, проработка барьеров – поведенческий этап
На «выходе» клиент осознает себя творцом своего будущего.
Сочетание индивидуальной и групповой работы, когнитивной и поведенческой модели.
Достоинства и недостатки адлерианской модели:
+ Эффективна с клиентами с комплексом недостаточности (низкая самооценка, неудовлетворенность своими достижениями, конфликтные отношения)
+ Хорошо работает с подростками, юношеским возрастом. Имеет превентивную функцию (профилактика). Можно работать с детьми от 8 лет.
Коррекция с детьми и подростками проходит в форме игротерапии и сказкотерапии («Золушка», «Снежная королева» и др.)
+ Хорошо работает в детско-родительском консультировании.
– Модель (метод) работает только тогда, когда есть доступ к ранним детским воспоминаниям
- доверие;
- проработка сопротивления.
– Клиент в этой модели воспринимается как равный, но требующий поддержки и фасилитации (инфантильные клиенты).