1. Идентификация неадекватных мыслей
Техники:
- самонаблюдение;
- концентрация на мыслях (в реальных ситуациях, в воображаемых);
- сократический диалог («Что проходит через ваше сознание прямо сейчас?», «Что самое худшее, что может произойти?», «Чему вы можете научиться на этом опыте?», «Где доказательства реальности ваших убеждений?»);
- составление когнитивной карты (убеждения, связь между ними, мировоззрение).
2. Отдаление (диссоциация) неадаптивных мыслей
Цель – клиент встает в объективную, наблюдательную, диссоциированную позицию по отношению к выявленным на первом этапе неадаптивным мыслям и отделяет эти мысли от своего Я.
Шаги диссоциации:
- Осознание автоматичности плохой мысли, ее самопроизвольности и чуждости своему Я;
- Осознание того, что эта мысль мешает адаптации и вызывает страдания (страх, тревогу и т.п.);
- Подвергнуть сомнению истинность этой мысли («А так ли это на самом деле?», «А действительно ли это правда?»).
3. Проверка истинности неадаптивной мысли
|
|
Задача консультанта – в ходе диалога просить клиента привести аргументы и контраргументы («за» и «против») неадаптивной мысли.
Когнитивные и поведенческие техники:
- контраргументация;
- техника базового перцептивного сдвига.
4. Замена неадаптивной мысли на адаптивную
Рационально-эмотивное поведенческое консультирование
Альберта Эллиса
1955г. – появился метод рациональная терапия
1959г. – основан Институт рациональной жизни
1961г. – метод назван рационально-эмотивной терапией
1993г. – метод назван рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ)
Под рациональным Эллис понимал когнитивную способность человека, которая основана на здравом смысле и проявляется в выборе жизненных целей и других предпочтений.
Эллис выделил фундаментальные цели любого человека:
1. Выжить
2. Быть свободным от боли
3. Быть (в разумных пределах!) удовлетворенным жизнью
Первичная цель любого человека, по Эллису – быть счастливым:
- самому по себе;
- с другими;
- интимно;
- в сфере дела (в своей профессии + экономическая удовлетворенность);
- в сфере отдыха и развлечений.
Рациональная жизнь предполагает такое мышление, такие чувства и поведение, которые способствуют достижению этих целей. Иррациональность (нерациональная жизнь) – такое мышление, чувства и поведение, которые блокируют достижение этих целей.
Рациональная жизнь поддерживает баланс между краткосрочными гедонизмами и долгосрочными.