Фокусом внимания работы выступают неадаптивные (дисфункциональные) мысли, убеждения и образы – когниции, которые продуцируются.
В отличие от психоанализа работа ведется с сознательным содержанием представлений клиента о себе, о других и о мире в целом.
По мнению Бека, причиной психологических проблем (таких, как тревоги, фобии, депрессии, зависимое поведение) являются нарушенные когнитивные процессы (нарушена когнитивная обработка данных).
Почему нарушаются когнитивное функционирование?
- неадекватное воспитание, фиксирующее неэффективные паттерны восприятия ребенка и взаимодействия с ним родителей;
- травмы, полученные в детстве;
- недостатки соц. научения, отсутствие адекватных моделей поведения, взаимодействие в окружающем мире.
Кроме социальных, Бек как психиатр, принимал во внимание и генетические факторы.
Цель консультирования – выявление ошибочных, дисфункциональных когниций (мыслей, убеждений) и помощь в их замене на адаптивные, функциональные.
Личность, по Беку, понимается как совокупность когнитивных структур (схем), формирующихся по ходу жизни в индивидуальном опыте в связи с научением и идентификацией со значимыми другими.
|
|
Задачи консультирования:
1. Научиться контролировать и осознавать устойчивые дисфункциональные мысли.
2. Научиться осознавать связи между ситуацией (S), возникающей когницией (мысли, убеждения), эмоцией (аффектом) и поведенческой реакцией.
3. Научиться приводить аргументы «за» и «против» дисфункционльных мыслей и убеждений (техника контраргументации).
4. Научиться заменять дисфункциональные убеждения на более адаптивные.
Когнитивные схемы (структуры) – это устойчивые когнитивные структуры, включающие в себя базисные убеждения, которые активизируются, когда человек сталкивается с определенными (уязвимыми для него) стимулами, ситуациями, стрессорами.
Когнитивные схемы включают в себя три блока:
- концепции о себе;
- концепции о других;
- концепции о мире.
Когнитивные схемы бывают адаптивные и неадаптивные.
Когнитивные схемы, фиксированные в детстве, как правило, подкрепляются дальнейшим опытом научения и влияют на ценности, убеждения и самопредставления клиента.
Бек выделяет три уровня когнитивного функционирования:
I. Уровень произвольного мышления.
Как правило, содержание этого уровня легко доступно для сознания, для анализа и в тоже время не стабильно. Сюда относятся все самоприказы («Надо сделать!»).
II. Уровень непрерывного автоматического мышления.
Автоматические мысли – это те мысли, которые спонтанно, вне контроля разума, возникают в стрессовой ситуации, как реакция на стимул.
|
|
- автоматические мысли стабильны; менее доступны для осознания, но при фокусировке они осознаются; «рефлекторны»; ими трудно управлять.
III. Уровень базовых убеждений, которые лежат в основе автоматических мыслей.
Как правило, базовые убеждения стабильны и слабо осознаются.
Когнитивные изменения тоже происходит на этих трех уровнях: сначала осознаются произвольные убеждения, автоматические мысли и базовые убеждения.
Дисфункциональные схемы содержат когнитивные искажения (ошибки). Когнитивные ошибки можно обнаружить при анализе автоматических мыслей.
Наиболее часто встречаются две группы когнитивных ошибок:
- Генерализованные ошибки (ошибки обобщения): «Все меня не любят», «Я никогда ничего не добьюсь» и т.п.
- Условные ошибки: «Если я не первый, то я никто», «Если я не нравлюсь ему, я не достоин любви», «»Если бы ……., то сейчас было бы по-другому» и т.п.