· Мышление и эмоции сопровождают друг друга и действуют по схеме «причина – следствие».
· Они принимают форму внутренних самовысказываний.
· Когниции и эмоции влияют на поведение.
Эллис выделил «горячие», «теплые» и «холодные» когниции.
«Горячие» когниции – вызывают сильные эмоции, как правило, они содержат требования и оценки. Например, «Замолчи! Это невозможно! Я убью тебя!».
«Теплые» когниции – это рациональные установки, выражающие в форме предпочтений; вызывают умеренные эмоции, не выбивающие из эмоционального равновесия. Например, «Мне очень неприятно это слышать. Давай спокойно все обсудим».
«Холодные» когниции – преимущественно констатирующие утверждения, не содержащие оценок; вызывают слабые эмоции и чувства. Например, «Ну и кричи дальше».
Эллис делит эмоциональные реакции на уместные и неуместные:
Уместные эмоции – такие реакции, в основе которых лежат рациональные установки, т.е. не блокирующие возможность эффективно действовать и достигать первичной и фундаментальной цели.
Неуместные эмоции – такие реакции, в основе которых лежат нерациональные установки, препятствующие достижению первичной и фундаментальной цели.
Цель работы:
- помочь клиенту сначала выявить, а затем избавиться от иррациональных убеждений, развивая рациональное мышление;
- помочь человеку стать счастливым и самоактулизированным.