(8429—8453)
Юдхиштхира сказал:
1. Каким нравом, поведением, каким званьем, какой отвагой
Достигается запредельное природе, нерушимое состояние Брахмо?
Бхишма сказал:
2. Прилежно (блюдущий) основы освобождения, постящийся,
победивший чувства
Достигает того запредельного природе, нерушимого состояния Брахмо.
3. Об этом такую древнюю быль повествуют
О беседе Джайгишавьи и Аситы, Бхарата:
4. Многопознавшего Джайгишавью, получившего
Преданье\ о законах Праведности, Безгневного и неликующего,
спросил Асита Дэвала.
Дэвала сказал:
5. Ты не прельщаешься хвалой и не гневаешься за порицанье.
Каково же твое познание? Откуда оно? Его высшая цель какая?
Бхишма сказал:
6. Так тот вопросил, и молвил ему великий подвижник
Непоколебимое,, богатое смыслом, чистое, великое слово.
Джайгишавья сказал:
7. Тот путь добродетельных, их цель, их великое умиротворенье —
Об этом, тебе возвещу, (внимай), великий риши!
8. Всегда одинаковые при порицании и прославлении, Дэвала,
Умалчивающие об оказанном (другому) добре, благодеянье,
|
|
9. Говорящему недоброе, недобрым (словом) не отвечают.
Разумные, они ударившему не отвечают ударом.
10. Действуют во благовременье, о неполученном не жалеют,
Не сокрушаются о прошлом, не признают (хорошим)
11. Выражение почтения ради получения богатств\, Дэвала;
Они выполняют должное, сильные, совершенные в обетах.
12. Зрелые в веденье, многопознавшие, победившие гнев,
победившие чувства,
Никогда не совершают погрешности мыслью, словом, делом.
13. Независтливые, они никогда не вредят друг другу;
Мудрые, они никогда не распаляются из-за чужой удачи,
14. Не порицают другого, но и не восхваляют чрезмерно;
Порицаемые или хвалимые, они не меняют (своего) поведенья,
15. Вполне умиротворенные, благу всех существ они рады,
Не гневаются и не ликуют, ни против кого не совершают проступка.
16. Освободясь от сердечных уз, они странствуют счастливо,
Нет у них привязанностей, и к ним не привязываются другие.
17. У них нет врагов, и они ни к кому не враждебны.
Те смертные, которые так поступают, живут всегда счастливо.
18. Они следуют долгу и всё познали, брамин превосходный,
А те, что сбиваются с этой дороги, те радуются и унывают.
19. На что и почему мне роптать, раз я стал на эту дорогу?
При хвале, порицанье из-за чего мне волноваться?
20. Чего желают, к тому пусть и стремятся люди,
А мне ни порицания, ни похвалы, ни унижения, ни возвышения не нужно.
21. Знающий истину, как амритой насыщается с пренебреженьем,
Но восхваленья всегда избегает мудрый, как яда.
22. Презираемый счастливо спит без страха и здесь, и в потустороннем мире,
|
|
Ото' всех зол свободный; а кто презирает — тому не спится.
23. Мудрые к высшему пути стремятся,
Счастливы и благоденствуют люди, этот обет соблюдая;
24. Всемерно сосредоточивая ум, обуздывая чувства,
Они достигают запредельного природе, нерушимого состояния Брахмо.
25. Ни ракшасы, ни упыри, ни гандхарвы, ни боги
Высшего, запредельного пути того подвижника достичь, не могут.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 229 глава Беседа Джайгишавьи и Аситы.