Глава 231

(8478—8509)

Юдхиштхира сказал:

1. О начале и конце всех существ я хочу знать, каурава,

О достижении, делах и долголетии в каждой юге, о длительности (юги),

2. О приходе—уходе существ, исчерпывающе об основе мира,

О (его) возникновении, гибели (хочу знать), как это происходит.

3. Если твой ум благожелателен к нам, лучший каурава,

Благоволи сказать, владыка, о чем я тебя вопрошаю.

4. Выслушанное прежде о высшем, о чем говорил Бхарадвадже Риши —

певец Бхригу, превосходное разуменье,

5. Глубоко закономерное, дивно утвержденное, во мне возникло;

Поэтому и далее вопрошаю, да благоволит мне сказать владыка.

Бхишма сказал:

6. Древнюю быль тебе передам об этом:

Разъяснение, данное владыкой Вьясой вопрошавшему сыну.

7. Полностью превзойдя Веды, их дополненья, Упанишады,

В поисках завершающего дела, касающегося полноты Закона,

8. Сын Вьясы Шука Кришну Двайпаяну-Вьясу о своём сомненье

Вопросил разрешающего сомнения относительно Закона (дхармы).

Шука сказал:

9. О создателе множества существ, познаваемом во времени

утвержденными (делами),

И об обрядах (браминов) благоволили сказать, владыка.

Бхишма сказал:

10. Обо всем этом возвестил отец вопрошавшему сыну,

Знающий прошлое и грядущее, знающий всё, знаток всего Закона.

Вьяса сказал:

11. Безначальное, нерожденное, дивное, нестареющее,

постоянное не приходит Брахмо; непроницаемое, непознаваемое,

оно изначала пребывает.

12. Каштха (2 секунды) состоит из пятнадцати нимешей (мигов),

тридцать каштха называются кала (минута);

Тридцать кала с десятой долей образуют мухурту (час).

13. Тридцать мухурт образуют день-ночь (сутки) — такой

счет мудрецы установили.

В месяце считается тридцать суток; двенадцать месяцев называют годом\.

14. Знающие говорят, что в году есть два пути (солнца): северный и южный.

15. На человеческую и вселенскую часть солнце разделяет сутки:

Ночью спят существа, днем — дела выполняют\.

16. У предков день-ночь (сутки) — это месяц; он также делится на две части:

Светлая часть, день, — для выполнения дел; ночью,

в темную часть, — отдыхают\.

17. Божественные день—ночь (сутки) — это год, он также

делится на две части:

Ночь — это путь (солнца) на юг, день — это путь на север.

18. День—ночь (сутки), о которых тебе сказано раньше,

как о человеческой и вселенской половине,

По этим двум исчисляется год; (теперь) скажу о сутках Брахмо\,

19. Последовательно сообщу сумму годов отдельно:

Кристы-, треты-, двапары- и кали-юги.

20. Считается четыре тысячи лет в крита-юге,

Её утренних сумерек такой же счет сотен, какой и вечерних.

21. В следующих трёх остальных (югах), с их сумерками, (Бхарата),

По одной четверти\ отнимается от тысяч и сотен.

22. Бесконечные, вечные миры содержатся в этих (югах);

Постигшие Брахмо знают о них, что это и есть вечное Брахмо\.

23. Полностью на четырёх ногах стоят Закон (дхарма)

и Правда в крита-югу.

(Тогда) не бывает прихода кривды, всё вне ее происходит\.

24. В последующих (югах) из-за развития (кривды)

четверть (одна нога) Закона (дхармы) убывает.

Из-за воровства, кривды, обмана беззаконие возрастает.

25. Не болеют и во всём преуспевают (люди) в крита-югу,

Возраст их — четыре сотни (лет); в трета- и дальнейших (югах)

возраст (последовательно) убывает на четверть.

26. И знание Вед убывает соответственно юге, так мы слыхали,

Также плод (изучения) Вед, (сила) благословения\, возраст.

27. У людей в крита-югу бывают одни обязанности,

в трета и двапару (соответственно) другие.

(Еще) иные в кали-югу, по мере укорочения века\.

28. В крйта высшим (считается) тапас, в трета — высшим (считается) знанье,

В двапара — так говорят — жертвы, и только дары;— в кали-югу.

29. Двенадцать тысяч (человеческих юг) называются

(божественной) югой, так вещие знают,

А тысяча таких (юг) называется днём Брамы.

30. Столько же в ночи; начало этой вселенной (тогда полагает)

Ишвара; В течение пралаи погрузившийся в размышленье,

заснувший, он пробуждается в конце (ночи).

31. Кто знает, что тысячу (божественных) юг (длится) день Брамы

И ночь столько же юг, те день—ночь (сутки) Брамы знают.

32. Пробудясь в конце ночи, он являет вечное Брахмо,

Творит Великую Суть (Махана) и манас, присущий проявленью.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,

в книге «Основа Освобождения» гласит 231 глава — Вопросы Шуки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: