Согласно спецификации минимальных требований ПДНВ к компетентности вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением (функция «Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления на уровне эксплуатации»), требуется иметь надлежащие знания по конфигурации и принципах работы электрического оборудования. Знания, понимание и профессионализм, необходимые для соответствующего уровня компетентности, студенты приобретают при изучении дисциплин и в рамках практической подготовки, наиболее важные сведения о электроэнергетической системе приводятся в разделе дипломного проекта «Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления».
Полные требования к выполнению подраздела 3.1 Судовая электроэнергетическая система согласно [5] следующие.
В подразделе следует, используя судовую документацию, указать состав судовой электроэнергетической системы, род и характеристики тока, марки и характеристики основных и аварийных генераторных агрегатов, тип системы распределения электроэнергии (магистральная, фидерная и смешанная) и рассмотреть основные назначения распределительных устройств (ГРЩ, АРЩ и т.п.), используя соответствующую литературу [4, 8, 9, 10].
Необходимо указать автоматические выключатели и средства защиты от коротких замыканий, перегрузки, обратной мощности, снижения напряжения в сети.
Охарактеризовать СЭС по способу управления (не автоматизированная, частично автоматизированная или автоматизированная с изложением объема автоматизации).
Изложить:
- требования к работоспособности судовых электрических систем;
- порядок ввода в действие генератора для автономной работы;
- необходимые условия включения генератора в параллель и используемый способ синхронизации;
- порядок обслуживания генераторов во время работы;
- порядок перевода и перераспределения нагрузки с одного генератора на другой с указанием требований к равномерности распределения активной и реактивной нагрузок между генераторами, а также выбору и обеспечению приемлемого диапазона изменения степени неравномерности регуляторов частоты вращения дизель-генераторов;
- способ защиты генератора от обратной мощности (обратного тока), который используется в данной СЭС;
- порядок вывода генератора из действия;
- рекомендации по использованию судовых аккумуляторных батарей;
- средства обеспечения аварийного электроснабжения судна.
В данных методических указаниях даны рекомендации по квалифицированной и безопасной эксплуатации электрооборудования, которое контролирует и обслуживает механик во время несения машинной вахты (особое внимание уделено вопросу ввода генераторов в параллельную работу и их обслуживанию во время работы).
Подробно изложены требования к надежному обеспечению аварийного электроснабжения судна. Даны рекомендации по осуществлению технического обслуживания синхронных генераторов.