Эксплуатация аккумуляторных батарей

На морских судах аккумуляторные батареи (АБ) используются для запуска АДГ (аварийного ди­зель-генератора), аварийного дизель-пожарного насоса, двигателей спаса­тельный шлюпок, а также могут использоваться для питания электрических сетей аварийного освещения, сигнализации, аварийного питания дистанци­онного управления движительной установки, рулевой машины, радио и те­лефонной связи, обеспечения питания сигнальных огней.

Для зарядки аккумуляторных батарей на морских судах используются зарядные устройства, питающиеся от СЭС. На малых судах используется зарядный генератор, навешенный на двигатель.

Принцип действия аккумулятора основан на преобразовании химиче­ской энергии в электрическую. В зависимости от состава электролита акку­муляторы бывают кислотные и щелочные.

Плотность электролита в кислотных аккумулятора должна быть 1,25...1,27 г/см3. Она замеряется ареометром. Необходимо учитывать поправку на температуру. При температуре электролита (раствора серной кислоты), выше 15 °С поправка вычитается (0,0007 г/см3 на 1°С).

Минимальный срок службы кислотных аккумуляторов 2,5...3 года.

Заряд осуществляют после 4...6 часовой пропитки (при этом темпера­тура электролита не должна быть более 30°С). Если во время заряда темпера­тура электролита будет превышать 45°С, то необходимо снизить величину зарядного тока или прекратить заряд.

Признаки окончания заряда: обильное газовыделение, постоянство на­пряжения и плотности электролита в течение последних двух часов заряда. В конце заряда напряжение на каждом элементе достигает 1,75...1,80 В, плотность при 15°С – 1,28±0,005 г/см3.

Систематический заряд и перезаряд повышенным током после начала «кипения» вызывает коррозию пластин. Недозаряд, заряд ниже допустимого предела, понижение уровня электролита, длительное нахождение батареи в разряженном состоянии (более 24 часов) ведет к сульфатации пластин. При сульфатации повышается напряжение пластин в начале заряда, рано начина­ется газовыделение, плотность и температура повышаются, напряжение в конце заряда понижено.

Щелочные аккумуляторы (как правило, кадмиево-никелевые) не при­годны для заряда в коротких режимах, т.е. для использования в стартерных целях. Срок службы при соблюдении правил эксплуатации может достигать 750 зарядно-разрядных циклов. Среднее рабочее напряжение на элементе щелочного аккумулятора составляет 1,25 В. напряжение в 1,0 В считается концом нормального разряда.

При уменьшении температуры емкость таких аккумуляторов уменьша­ется из-за увеличения сопротивления электролита (раствора едкого калия). При возвращении к нормальной температуре емкость восстанавливается. Но при перегреве выше 40°С происходят необратимые изменения в веществе пластин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: