В теории обычно выделяются материальные и юридические источники права.
Материальные источники муниципального права – это реально сложившиеся общественные отношения, а также общественные потребности, обусловившие появление местного самоуправления и, соответственно, муниципального права.
Юридические источники муниципального права – это внешние формы выражения норм муниципального права – нормативные правовые акты.
Система юридических источников российского муниципального права включает в себя пять уровней.
I. Конституционный уровень. Конституция Российской Федерации устанавливает основные принципы российской системы местного самоуправления. Местному самоуправлению посвящена глава 8 Конституции Российской Федерации, а также ряд положений главы 1 и других глав. Наиболее значимой является статья 12, установившая базовый принцип российского муниципального права: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Кроме того, Конституция в пункте «н» части 1 статьи 72 относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На практике это означает, что вопросы местного самоуправления регулируются как на федеральном, так и на региональном уровне.
|
|
II. Уровень международного права. Прежде всего необходимо упомянуть Европейскую хартию местного самоуправления 1985 года, ратифицированную Россией в 1998 году. В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры имеют приоритет над внутренними законами, однако в отношении местного самоуправления эта норма не актуальна. Российское законодательство о местном самоуправлении не противоречит упомянутой Европейской хартии, по крайней мере, очевидные противоречия отсутствуют.
III. Федеральный уровень. К 1 января 2006 года система федерального регулирования местного самоуправления существенно изменится.