Компетенция органов местного самоуправления

В соответствии с ФЗ ォОб общих принципах организации местного самоуправления в РФサ органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из предметов ведения местных органов и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта РФ, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города. В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами соответствующих субъектов РФ - городов федерального значения Москвы V и Санкт- Петербурга. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна федеральным государственным органам либо органам государственной власти субъектов РФ, которые делегировали соответствующие государственные полномочия. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими соответствующие решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации финансовых средств. В случае недостаточности переданных средств на реализацию решений государственных органов органы местного самоуправления не несут ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение соответствующего решения.

21. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Формам прямого волеизъявления граждан муниципального образования посвящена гл. IV ФЗ ォОб общих принципах организации местного самоуправления в РФサ. Формами прямого волеизъявления граждан являются следующие формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения:

1) местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;

2) муниципальные выборы - выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

3)собрания (сходы) граждан;

4) народная правотворческая инициатива;

5) обращения граждан в органы местного самоуправления;

6)территориальное общественное самоуправление;

7) иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, не запрещенные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и предусмотренные уставом муниципального образования. -

Формы прямого волеизъявления населения муниципального образования отличаются от форм опосредованного участия граждан в решении вопросов местного значения. Для реализации своего права на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления гражданин, проживающий на территории муниципального образования, должен обладать избирательным правом (пассивным – при избрании кандидата, активным - при выдвижении собственной кандидатуры) либо правом участвоватьв референдуме, проводимом в данном муниципальном образовании. Значение форм прямого волеизъявления граждан на территории муниципального образования трудно переоценить.

Путем непосредственного голосования граждане вправе избрать состав представительного органа местного самоуправления и впоследствии контролировать его деятельность, избрать главу муниципального образования (если такая должность предусмотрена уставом данного муниципального образования), иных выборных лиц. При вынесении какого-либо остро стоящего вопроса местного значения на референдум население муниципального образования дает возможность всем гражданам РФ, проживающим на территории муниципального образования, получить информацию о данном вопросе и высказать свое личное мнение по этому поводу.

Иной формой публичного обсуждения вопросов местного значения является собрание (сход) граждан. Народная правотворческая инициатива является способом законодательного закрепления мнения граждан относительно того или иного вопроса, поставленного на голосование. Обращения граждан в органы местного самоуправления и иные органы

власти в некоторых случаях способны выявить либо предотвратить правонарушение в сфере муниципальной деятельности.

Комплексное использование всех форм прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования РФ, является залогом плодотворной деятельности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц муниципального образования, законной деятельности должностных лиц, соблюдением прав и законных интересов граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: