1. Бюджет МО рассматривается в 3 категориях:
1. бюджет как материальная категория – совокупность денежных фондов, составляющих понятие доходов и расходов. Можно отметить, что бюджет как материальная категория можно соотнести с понятием «казна», закрепленного в ГК – трактуется более широко.
2. бюджет как экономическая категория – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования денежных фондов МО.
3. бюджет как правовая категория – принятый акт представительного органа МО «Бюджет города НН на соответствующий финансовый год». Бюджет принимается на каждый финансовый год.
- Бюджетный процесс
В каждом МО принимается положение о бюджетном процессе в данном МО – см. положение НН. Положение принимается на основании федерального и регионального законодательства.
Общая характеристика:
Бюджетный процесс длиться около 3,5 лет. Бюджет на определенный год планируется в соответствии с общегосударственной политикой, государственными программами и в соот. с программами дальнесрочного = 5-10 лет, среднесрочного = 3-5 лет и краткосрочного = 1-3 года развития данного МО. Программы утверждаются и принимаются ПО МО. Общегосударственное значение планирование как государственного, регионального, так и местных бюджетов и их составление на очередной год начинаются с послания Президента федеральному собранию. В соот. с Бюджетным кодексом послание должно поступить не позднее марта года, предшествующего финансовому. В послание обозначено основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления развития государства.
1 стадия – подготовка проекта правового акта о бюджете. Подготовка возложена на местную администрацию как исполнительный орган, финансовые службы, экономические подразделения местной администрации, комиссии ПО. Проект акта передается на рассмотрение и принятие в ПО МО.
2 стадия – рассмотрение и принятие бюджета представительным органом. – см. положение о бюджетном процессе в НН. Акт должен быть подписан ПО, главой МО и обнародован.
3 стадия – исполнение бюджета. Исполнение осуществляет администрация. В РФ создана система казначейского исполнения бюджетом. Создание министерство финансов РФ создана служба федерального казначейства, которая имеет структуру и подразделение на уровне субъектов и в МО.
В Ниж. области средства распределяются в соот. с законом Ниж. обл от 14 июля 2005 г. №89 «О межбюджетных отношениях в Ниж. области».
4 стадия – отчет об исполнении. Отчет подготавливает администрация и предоставляет на рассмотрение и утверждение представительный орган МО. Отчет утверждается в форме правового акта.
Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджета:
1) Федеральные: фед. казначейство, министерство финансов РФ, фед. налоговая служба, счетная палата РФ.
Счетная палата в соот. с К РФ образована Гос. Думой и Советом Федерации (ФЗ «О счетной палате РФ» 1995 г.).
Структурная палата – председатель назначается ГС, зам. Председателя назначается СФ, 6 аудиторов от ГД на 6 лет назначаются и 6 аудиторов от СФ на 6 лет.
2) На уровне МО органы осуществляющие контроль: контрольный орган, который образуется в соответствии с нормами, закрепленными в ФЗ 2003 г. Наличие КО в структуре не явл. обязательным.
- Доходы МО:
- Налоговые доходы – налоги, которые, во-первых, в соот. с НК РФ к местным налогам отнесены земельные налог и налог на имущество ФЛ.
- Неналоговые доходы – от деятельности казенных предприятий; от сдачи в аренду муниципального имущества (движ\недвиж), земель; от приватизации муниципального имущества; ст. 222 ГК незаконные постройки, которые могут перейти в собственность муниципалитета; бесхозное имущество (в соот. с ГК); от штрафов и др. взысканий (в соот. с КоАП РФ); от внешней деятельности МО; от размещения ценных бумаг; доходы по % за выданные кредиты; от проведения муниципальных лотерей.
МО может выступать в качестве кредитора – предоставление денежных средств различным субъектам на условиях возвратности и срочности. Возвратность – возвращение основной суммы и % предусмотренные в договоре. Срочность – исполнение обязательств в сроки, предусмотренные в договоре.
МО может выступать в качестве заемщика. Заимствование может быть в виде:
- выпуск ЦБ (облигации) – займы ЮЛ, их распространение среди определенного круга субъектов.
- в банках
- иная форма в рамках закона