Методические рекомендации по изучению дисциплины

При изучении тем, вынесенных на самостоятельную подготовку, студентам необходимо принять во внимание следующие рекомендации.

Тема 1

Приступая к изучению этой темы, студенты должны руководствоваться тем, что формирование муниципального права — объективная закономерность современного развития российской государственности и ее правовой системы.

Теоретическое обоснование объективных предпосылок и условий формирования муниципального права как относительно самостоятельной комплексной отрасли законодательства Российской Федерации должно стать основой для ответа на вопросы семинарского занятия. Переход к новой системе организации власти на местах, их муниципализация; «отпочкование» общественных отношений в сфере местного самоуправления, объективная необходимость специальных норм и институтов для обеспечения их правового регулирования.

Студенты обязаны обратить внимание на появление нового массива законодательных актов, их систематизировать.

Указав на единство организационных форм и правового содержания общественных отношений, характеризующих систему самоорганизации населения по месту жительства, их консолидацию в качестве предмета муниципального права как самостоятельной отрасли права РФ, студенты должны перейти к изучению особенностей муниципально - правовых отношений, а именно: самоуправленческий характер общественных отношений, составляющих предмет муниципального права; их материальное содержание (единство власти и свободы), внешние границы и виды: отношения, определяющие систему самоорганизации населения; отношения, характеризующие закономерности социально-политической организации и муниципальной власти; имущественные (экономические) муниципальные отношения; финансовые муниципальные отношения; отношения определяющие положение человека в системе местного самоуправления. Ответ необходимо подкреплять конкретными практическими примерами.

Для ответа на вопросы семинарского занятия необходимо определить муниципальное право как учебную дисциплину, обозначить ее место и роль в системе юридического образования. После этого рекомендуется перейти к изучению истории становления и развития науки муниципального права России, учитывая национально корни местного (общинного) самоуправления в России. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время наблюдается активизация научных исследований в области местного самоуправления, утверждение муниципального права как правовой научной дисциплины на новом этапе ее развития.

Студенты должны осветить основные направления развития науки муниципального права на современном этапе. Это рекомендуется делать, используя следующие тезисы:

· Реформа местного самоуправления как объективный фактор повышения роли науки муниципального права.

· Отказ от политико-идеологических догм в области государственного строительства, последовательное использование зарубежного опыта теории и практики муниципального строительства в сочетании с возрождением национальных демократических традиций.

· Прикладное значение науки муниципального права, влияние науки муниципального права на формирование и укрепление в России демократии.

Тема 2

Изучая историю становления и развития местного самоуправления в России в вопросах вынесенных для самостоятельной работы, студенты должны учитывать общинность, коллективизм как выражение национальных демократических традиций России, изучить земское и городское самоуправление в дореволюционной России, соотношение в нем общественных и государственных начал; государственно-земский строй дореволюционной России; основные уровни земского самоуправления, земские учреждения, их полномочия.

Рассматривая вопросы об особенностях организации местной власти в советский период, yнеобходимо обозначить изначальные юридические свойства Советов как политической основы государства, сложный, противоречивый характер функционирования и развития Советов, их подчинение партийному аппарату, от “полновластия Советов” к разделению властей; попытки муниципализации Советов.

В ходе анализа реформы местного самоуправления в России в постсоциалистический период, ее основных этапов и направлений осуществления рекомендуется изучить: а) романтический этап возрождения идей самоуправления, попытки их сочетания с советской системой организации государственной власти (конец 1989 г. — середина 2001 г.); б) эволюционный этап «муниципализации» Советов (вторая половина 2001 г. — сентябрь 2003 г.); в) этап десоветизации и подчинения местной власти исполнительным органам (сентябрь-декабрь 2003 г.). При этом следует использовать законодательную базу развертывания реформы местного самоуправления на начальных этапах ее осуществления: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 2000 г., Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 2001 г., Указы Президента РФ (октябрь-декабрь 2003 г.).

Затем следует рассмотреть правовую основу местного самоуправления в современных условиях формирования новой российской государственности (принятие Конституции РФ 2003 г., возвращение реформы местного самоуправления в конституционное поле, cовременный период реформирования местного самоуправления, его этапы и основные направления).

Тема 3

Логика изучения вопросов данной темы должна быть выстроена следующим образом. Сначала необходимо исследовать разнообразные подходы к определению понятия основ местного самоуправления. Рассмотреть понятие и процесс развития правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Анализ понятия и системы законодательства о местном самоуправлении следует проводить, изучая виды законодательных актов о местном самоуправлении: международные, федеральные и региональные; специальные и комплексные. При этом каждый из этих видов необходимо подробно изучить.

Рекомендуется исследовать конституционные основы местного самоуправления, используя при этом положения Конституции Российской Федерации.

Тема 4

Студентам рекомендуется изучить законодательство, регламентирующее возможности ограничения местного самоуправления на отдельных территориях, границы муниципального образования. После чего уяснить правовое значение территории муниципального образования, состав земель муниципального образования, их классификацию по целевому назначению.

Изучая вопросы темы, следует применять сравнительный анализ одноуровневой и многоуровневой систем местного самоуправления. Внутримуниципальные территориальные подразделения, особенности их правового положения как низового уровня местного самоуправления. Районы (уезды) как территориальная основа местного самоуправления, особо следует обратить внимание на проблему сочетания соответствующих муниципальных образований с поселенческим принципом. Обязательно нужно указать на значение территориальных основ местного самоуправления для формирования гражданского общества.

Раскрывая вопрос об установлении и изменении границ муниципального образования следует изучить принципы и порядок установления и изменения границ муниципального образования; субъекты проявления инициативы по изменению границ, образованию, объединению, преобразований или упразднению муниципальных образований; полномочия населения по установлению и изменению границ.

Тема 5

Первоначально рекомендуется исследовать понятие муниципальных выборов, их правовое регулирование, виды муниципальных выборов, системы выборов (мажоритарная, пропорциональная), порядок назначения, организации и проведения муниципальных выборов, муниципальные избирательные цензы, необходимость их приведения в соответствие с новым федеральным законодательством, государственные гарантии проведения муниципальных выборов.

Кроме того, в процессе изучения темы следует упомянуть о народной правотворческой инициативе по вопросам местного значения, о понятии и о форме проявления правотворческой инициативы, рассмотреть порядок реализации и юридическую силу правотворческой инициативы.

Местный референдум, его правовое регулирование рекомендуется рассмотреть по следующей схеме: предмет референдума, назначение местного референдума, инициатива граждан о проведении местного референдума, порядок ее реализации, подготовка к проведению местного референдума, комиссии по проведению местного референдума, проведение голосования, юридическая сила решений, принятых на местном референдуме.

Кроме выше сказанного необходимо напомнить и другие формы местного самоуправления как то: опрос населения, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, собрания (сходы) граждан, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование на территории муниципального образования.

Тема 6

Начинать изучение структуры органов местного самоуправления необходимо с представительных органов местного самоуправления, исследовав при этом основные признаки представительного органа местного самоуправления, численный состав, наименование представительного органа местного самоуправления, порядок формирования, основные функции представительного органа (нормотворческие, планово прогностические, контрольные), его компетенцию.

Вопрос о главе муниципального образования следует рассматривать через призму особенностей порядка его избрания и правового статуса в различных системах местного самоуправления. Глава муниципального образования в этом случае должен рассматриваться как должностное лицо (высшее должностное лицо) местного самоуправления, единоличный орган местного самоуправления.

Администрация муниципального образования должна изучаться в качестве исполнительно распорядительного органа местного самоуправления общей компетенции.

В заключительной части ответа на вопросы семинарского занятия нужно исследовать акты главы администрации; постановления и распоряжения, особенности их юридической природы, порядок опубликования и вступления в силу; особенности постановлений, затрагивающих права, свободы и обязанности членов местного сообщества.

Тема 7

После ответа на вопрос о понятии финансовых основ местного самоуправления и структуры экономической основы местного самоуправления, необходимо изучить способы формирования муниципального имущества: в порядке разграничения государственной собственности; в результате коммерческой и некоммерческой деятельности; по сделкам и другим законным основаниям.

Студентам рекомендуется готовиться к ответам на вопросы семинарского занятия, учитывая влияние на формирование муниципальной собственности приватизационных процессов; порядок использования объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий; порядок разрешения разногласий в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную.

Рассматривая вопрос о распоряжении и управлении объектами муниципальной собственности необходимо изучить нормативно-правовую основу распоряжения и управления муниципальной собственностью, основные уровни и формы реализации права муниципальной собственности в сфере управления и распоряжения ее объектами: а) полномочия местного сообщества; б) полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления; в) специальные органы управления объектами муниципальной собственности, комитет по управлению имуществом, его основные полномочия; г) муниципальные предприятия и учреждения.

Отвечая на вопрос о местном бюджете как форме образования и расходования денежных средств для обеспечения функций местного самоуправления, рекомендуется рассмотреть муниципальный бюджетный процесс, государственные гарантии самостоятельности муниципальных образований по разработке, утверждению и исполнению местных бюджетов.

В заключении студенты должны подвести итог в виде конкретных выводов.

Тема 8

Начинать изучение вопросов темы рекомендуется с анализа практики реализации полномочий местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью и развития отдельных отраслей местного хозяйства (строительство, транспорт, связь, жилищное хозяйство и т.д.), сопоставляя при этом местное самоуправление и жилищно-коммунальную реформу.

Второй по важности следует реализация полномочий местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов. Рассматривая право муниципальной собственности на землю необходимо назвать объекты права муниципальной собственности на землю, основания отнесения земельных участков к муниципальной собственности.

После чего рекомендуется изучить процесс реализации полномочий местного самоуправления в областях: социально-культурного обслуживания населения (образование, культура, здравоохранение); в области социальной защиты населения; в области обеспечения законности, охраны общественного порядка; взаимоотношения органов местного самоуправления с милицией общественной безопасности (местной милицией) здесь следует обратиться к вопросу о создании муниципальной милиции.

Изучая вопросы, связанные с реализацией полномочий местного самоуправления в области обеспечения муниципальных прав и свобод граждан, необходимо четко обозначить роль органов местного самоуправления в формировании системы муниципальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Изучение вопросов темы следует подкреплять примерами из нормотворческой и правоприменительной деятельности органов местного самоуправления по обеспечению прав граждан.

Тема 9

Рассматривая государственный характер гарантий местного самоуправления, студенты должны аппелировать к общим и специальным (юридическим) гарантиям местного самоуправления. Запрет на ограничение прав местного самоуправления - важный институт государственного гарантирования, сложный, противоречивый механизм обеспечения соответствующих запретов.

В ходе подготовки к ответам на вопросы семинара в обязательном порядке необходимо изучить судебную защиту прав местного самоуправления, круг субъектов, обладающих правом на судебную защиту, отличие возможностей судебной защиты интересов населения, проживающего в пределах: а) муниципального образования и б) административно-территориального образования, круг органов и организаций, акты которых могут быть оспорены в судебном порядке в связи с защитой прав местного самоуправления. Форма судопроизводства по защите прав местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: