double arrow

IX. Полномочия органов местного самоуправления


9.1. В устав муниципального образования со статусом городского поселения были включены следующие вопросы местного значения:

а) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением;

б) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения;

в) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселения, входящего в состав муниципального района;

г) установление права изъятия у собственников земельных участков для нужд муниципального образования;

д) включение права определять порядок формирования представительного органа поселения.

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации устава.

Проанализируйте ситуацию. Какие вопросы местного значения закреплены законодательством за муниципальными образованиями-поселениями?

9.2. Губернатор области предписал подчиненным ему структурам реализовать на территории области полномочия, относящиеся в соответствии с федеральным законодательством к вопросам местного значения. Глава муниципального образования, находящегося в территориальных пределах данной области, отказался передать в областной бюджет финансовые средства, необходимые для реализации указанных полномочий, сославшись на то, что последние входят в круг вопросов местного значения.




Оцените законность действий губернатора области и главы муниципального образования.

9.3. Губернатор области указом делегировал муниципальным органам часть полномочий в области местного самоуправления, относящихся в соответствии с федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации. Глава муниципального образования, расположенного на территории области, отказался выполнить это предписание, поскольку при передаче полномочий были нарушены требования законодательства Российской Федерации.

Оцените законность и обоснованность его действий. Назовите обязательные условия, которые должны быть соблюдены при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

9.4. При обсуждении проекта устава муниципального района депутаты представительного органа приняли решение включить в него следующие вопросы: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель на территории муниципальных образований, входящих в состав муниципального района; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; законодательство о муниципальной службе.

Проанализируйте указанные вопросы и определите, какие из них могут быть включены в устав муниципального района в качестве вопросов местного значения?



9.5. Представительный орган городского поселения принял решение о включении в число предметов ведения вопроса, не отнесенного к вопросам местного значения в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Глава муниципального образования отказался подписать указанное решение, ссылаясь на то, что данный вопрос не относится к компетенции местного самоуправления, а его решение повлечет расходы, не запланированные в бюджете муниципального образования.

Оцените юридическую обоснованность аргументации главы муниципального образования.

9.6. Решением одного из органов государственной власти района органам местного самоуправления были переданы отдельные государственные полномочия. Справедливо ли это?

Какова форма решения этого вопроса?

9.7. Как регулируется наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации?

9.8. В уставе городского округа в качестве одного из вопросов местного значения содержался следующий: «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования».

Соответствует ли такая формулировка федеральному законодательству. Может ли она быть включена в устав муниципального образования?

9.9. Глава городского округа издал постановление о привлечении населения муниципального образования к выполнению социально значимых работ по уборке территории города. Основанием принятия такого решения явился пункт 2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако прокуратура субъекта Федерации внесла протест на указанное постановление главы городского округа, аргументируя свои возражения тем, что в уставе муниципального образования не предусматривалось полномочие главы города привлекать население к выполнению социально значимых работ.



Проанализируйте указанную ситуацию. Кто прав в данном споре?

9.10. Новодвинский городской суд Архангельской области решением от 29 сентября 2010 года обязал администрацию муниципального образования «город Новодвинск» (Архангельская область) предоставить участковому уполномоченному милиции отдельную квартиру жилой площадью не менее 27 кв. м по договору социального найма на семью из трех человек, как того требует часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», предусматривающая обязанность соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций предоставлять сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательствам нормам.

Администрация муниципального образования «город Новодвинск» обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации. В своей жалобе администрация утверждает, что часть первая статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции» противоречит статьям 132 (часть 2) и 133 Конституции Российской Федерации, поскольку установленная ею обязанность органов местного самоуправления не относится к вопросам местного значения, а потому должна рассматриваться как отдельное государственное полномочие, для осуществления которого необходимо выделение государством соответствующих финансовых средств местным бюджетам; поскольку Закон Российской Федерации «О милиции» не предусматривает механизм компенсации расходов местного бюджета в подобных случаях, органы местного самоуправления вынуждены самостоятельно нести несоразмерные расходы в ущерб интересам местного самоуправления.

Как, по Вашему мнению, должен быть разрешен спор? При решении используйте правовую позицию Конституционного Суда РФ.

9.11. Глава городского округа и губернатор субъекта Российской Федерации заключили соглашение о передаче полномочий по организации первичных мер пожарной безопасности высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации. Прокурор субъекта Российской Федерации внес протест на указанное соглашение, мотивируя свои возражения тем, что федеральное законодательство не предусматривает передачи полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти.

Руководители муниципального образования и субъекта Федерации пояснили, что в законодательстве отсутствует положение о запрете наделения органов государственной власти полномочиями органов местного самоуправления.

Разрешите спор.

9.12..Администрация города, разрабатывая проект плана перспективного экономического и социального развития города, направила всем предприятиям, расположенным на территории города, письма с предложением предоставить сведения о проектах планов их развития на ближайшие годы, с тем, чтобы учесть возможные экологические, демографические и иные социальные последствия деятельности этих предприятий в плане развития города. Руководители трех крупнейших предприятий, находящихся в федеральной государственной собственности, отказались предоставлять какие-либо сведения о своей деятельности.

Прокомментируйте данную ситуацию.

Нормативные правовые акты

Литература:

А) основная

Выдрин И.В. Муниципальное право России. 2-е изд., испр.и доп. – М.: «Норма», 2006. – 320 с. Гл.6.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 672 с. Гл.13-15.

Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Проспект», 2007. – 672 с. (гриф МО РФ). Гл. 9.

Б) дополнительная

Артемов В.В. Разграничение полномочий и предметов ведения государства и местного самоуправления как механизм укрепления законности // Местное право. 2001. № 10-11.

Берг О.В. Современные взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5.

Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006.

Васильев В.И. «Вертикаль» и «горизонталь». Правовые проблемы организации власти. М., 2006.

Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2004.

Гранкин М.И. Конституционное регулирование деятельности органов местного самоуправления // Представительная власть. 2003. № 1.

Дитятковский, М. Ю. Разграничение отдельных государственных полномочий и полномочий по решению вопросов местного значения / М .Ю. Дитятковский // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2007. - № 4 (273). – С. 51-59.

Мирошниченко Е. Шаги к самоуправлению // Народный депутат. 1992. № 17.Ст.61-62.

Соломка Н.И. Модели взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. №1.

Холопов, В. А. Пути оптимизации проблемы регулирования предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления / В. А. Холопов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 9. – С. 6-8.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА №5

Жители поселка Лесное, численность населения которого составляет 450 человек, обратились к представительному органу муниципального образования с заявлением о предоставлении им права на осуществление в поселке местного самоуправления. В их просьбе было отказано в связи с небольшой численностью населения и недостаточностью у поселка финансовых ресурсов. Жители поселка обжаловали это решение в суд.







Сейчас читают про: