Тема 4: «Территориальные основы местного самоуправления»

1. Понятие территориальных основ местного самоуправления

2. Муниципальные образования, понятие и виды. Принципы формирования муниципальных образований

3. Порядок создания, реорганизации, ликвидации, изменения границ и переименование муниципальных образований

4. Понятие, принципы, порядок создания, реорганизации, ликвидации, изменения границ и переименование муниципальных образований Краснодарского края

5. Местное самоуправление на территориях с особым специальным статусом

6. Межмуниципальное сотрудничество. Понятие правовые формы. Ассоциации, союзы муниципальных образований.

Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам регулируемым данным институтом муниципального права относятся: 1)создание муниципального образования; 2)состав территории муниципального образования; 3)границы муниципального образования; 4)изменение состава территории муниципального образования; 5)упразднение муниципального образования.

Таким образом, территориальные основы местного самоуправления – совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих формирование состава границ и территории муниципального образования, порядок их установления, изменения и упразднения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, так как функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением, оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства. Вопросы административно-территориального устройства РФ отнесены к ведению субъектов федерации, которые самостоятельно определяют свое административно-территориальное деление. Местное самоуправление – специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, органы местное самоуправление также действуют в границах определенных территориальных единиц составляющих территориальные основы местного самоуправления. Правовое регулирование территориальной основы местного самоуправления осуществляется на федеральном уровне, Конституция РФ и ФЗ №131 РФ. На уровне субъектов РФ Конституциями республик, уставами краев и областей, и законами субъектов. На муниципальном уровне – уставы и законы муниципальных образований.

Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местное самоуправление. Согласно ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, Конституция РФ не связывает на прямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством. Вместе с тем, она не исключат возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.

Термин муниципальное образование был введен ГК РФ 1994 года. И раскрыт в ФЗ 1995 года: «Об общих принципах организации местного самоуправления». В данном законе муниципальное образование определялось, как городское, сельское поселение, несколько поселений объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. ФЗ №131 не дает определения муниципального образования, а лишь перечисляет возможные виды муниципальных образований. В соответствии с ним, муниципальное образование – городского или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Возможность создания иных муниципального образования в границах каких-либо территориальных единиц закон не предусматривает. Обязательными признаками каждого муниципального образования являются: 1) наличие собственной территории, границы которой установлены субъектом федерации, в соответствии с требованием ФЗ №131; 2)наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно-установленные вопросы местного значения и уполномоченные местного самоуправления; 3)наличие собственной экономической основы, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета, а также имущественные права муниципальных образований; 4)наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления, их структура обязательно включает представительный орган местного самоуправления, главу муниципального образования и местную администрацию; 5)наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципально-правовых актов муниципального образования. Они принимаются население непосредственно и или органами и должностными лицами органов местного самоуправления; 6)право устанавливать в соответствии в ФЗ и геральгическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

В субъектах РФ предусмотрено формирование следующих видов муниципальных образований: 1)сельское поселение, в соответствии с ФЗ №131 – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, поселков, сел, станиц, деревень, хуторов ишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления, в состав территории могут входить, как правило, один населенный пункт или поселок с численностью населения более 1 тысячи человек, для территории с более высокой плотностью населения более 3 тысяч человек и или объединенное общей территорией несколько населенных пунктов с численностью населения менее 1 тысячи человек каждый, для высокой плотности населения – менее 3 тысяч человек каждый; 2)городское поселение, в соответствии с ФЗ №131 – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления, в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории предназначенной для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и иных сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями; 3)муниципальный район в соответствии с ФЗ №131 - несколько поселений или поселений и меж сельских территорий, объединенных общей территорией в границах которой местное самоуправления осуществляется с целью решения вопросов местного значения меж поселенческого характера, населением непосредственно и или через органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия передаваемые органа местного самоуправления ФЗ и законами субъектов РФ, таким образом, муниципальный район можно представить как образование, состоящее из сельских поселений, встречаются преимущественно в сельской местности аграрных районов, из сельских городских населений это характерно для местности с развитой инфраструктурой; 4)городской округ в соответствии с ФЗ №131 – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления, которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктурой необходимой для решения органами местного самоуправления городского поселения установленных; 5)внутригородская территория города федерального значения в соответствии с ФЗ №131 - часть территории города федерального значения, в границах, которое местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления

Принципы формирования муниципальных образований – законодательно установленные положения и требования в соответствии с которыми определяют порядок образования муниципального образования, состав территории муниципального образования, а также, порядок установления и изменения границ.

1. местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ, городских сельских поселениях, районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения;

2. сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании муниципального образования, согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется городским сельским поселением, а также на других территориях; поселенческий, когда муниципальное образование создается в рамках естественных границ населенного пункта; территориальный, муниципальное образование существует только на уровне районов сельских округов;

3. участие населения в принятие решения, при образовании преобразовании муниципального образования;

4. принцип учета численности населения при образовании муниципального образования, ФЗ №131 устанавливает принцип численности населения для определения типа сельского поселения;

5. принцип закрепления статуса муниципального образования законами субъекта РФ, ФЗ№131 закрепил порядок, согласно которому субъекты РФ решают вопросы образования и преобразования муниципального образования, наделения их соответствующим статусом;

6. принцип целостности территории муниципального образования, т.е. все муниципальные образования должны иметь непрерывную границу;

7. учет исторических, местных традиций, необходимости создания условий для решения соответствующих вопросов местного значения;

8. развитие муниципального образования;

и др.

Образование муниципального образования – процесс создания муниципального образования на межселенных территории в соответствии с ФЗ№131 создание новых поселений на межселенной территории осуществляется законами субъектов по инициативе населения, выдвинутой на сходе гарждан, проживающих в населенном пункте, расположенном в межселенных поселениях.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования, оформляется решением соответствующих органов.

Образование муниципального образования с ФЗ №131 возможен в случае, 1-объединения 2 и более поселений, не влекущее изменений границ иных муниципальных образований; 2-объединения поселения с городским округом; 3-объединение городского поселения с городским округом; 4-объединение двух и более муниципальных районов не влекущее изменение границ иных муниципальных образований; 5-разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений; 6-разделение муниципального района.

Преобразование муниципального обрзования – объединение муниципального образования, разделение муниципального образования, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишение его такого статуса.

Преобразование муниципального образования также осуществляется законами РФ по инициативе населения, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ РФ.

Закон субъекта РФ «О преобразовании муниципального образования» не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления данного муниципального образования, а также в период компании местного референдума.

Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского поселения и в трудно-доступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении будет принято на сходе граждан. Территория упраздняемого населения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории. Упразднение населения осуществляется законом РФ по инициативе населения, местного самоуправления, федеральных органов государственной власти, Закон «Об упразднении муниципального образования» не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления данного муниципального образования, а также в период кампании местного референдума.

Изменение границ муниципального образования, влекущее отнесение территории отдельных, входящих в их поселений и или населенных пунктов к территориям других муниципальных районов осуществляется с согласия населения данных поселений и или населенных пунктов, выраженного путем голосования либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений влекущее отнесение территорий отдельно входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений городских округов, выраженное представительными органами соответствующих поселений городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.

Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 % относительно минимальной численности населения после установления законами субъектов границ поселений в соответствии с требованиями ФЗ №131 не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселения.

Муниципальное образование Краснодарского края – городское сельское поселение, муниципальный район, городской округ. Принципы, порядок создания, реорганизации, ликвидации изменения границ переименования, административно-территориальных единиц в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с законом Краснодарского края от 07.06.2004 КЗ №217

Границы муниципального образования устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: 1)территория Краснодарского края разграничивается между поселениями; 2)территории всех поселений, за исключением территорий городских округов входит в состав муниципальных районов; 3)территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилигающие к ним земли, территории традиционного природопользования населения соответственного поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; 4)состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; 5)в состав территории городского поселения могут входить: один город или один поселок, а также в соответствии с ген-м планом городского поселения, территории предназначенные для развития его социальной транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием; 6), включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальным образованием;7)законы Краснодарского края устанавливающие и изменяющие границы поселий;8)сельский населенный пункт численностью населения менее 1000 человек входит в состав сельского поселения; 9)в соответствии с законом Краснодарского края статусом сельского поселения с учетом плотности населения и доступности территории поселения может наделяться населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек; 10)границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пунктов как правило устанавливается с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течении всего дня и для жителей населенного пункта входящих в его состав; 11)территория н пункта должна полностью входить в состав территории поселения; 12)территория поселения не может входит в состав территории другого поселения;13)территория городского округа не входит в состав территории муниципального района; 14)границы муниципального района устанавливается с учетом необходимости создания условий для решений вопросов местного характера, для осуществления на сей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных государственным органам ФЗ и ЗК края; 15)территория поселения должна полностью ходить в состав территории местного района, при наделении городского населения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Преобразование муниципального образования – объединение муниципального образования, разделение муниципального образования, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, осуществляется законами Краснодарского края, в соответствии с Ф3 №131.

Согласно ФЗ №131 осуществление местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно территориальных единицах, в наука-градах на приграничных с ними территориях, имеет свои особенности.

В городах федерального значения в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях, специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обуславливает то, что перечень вопросов местного самоуправления определяется законами субъектов РФ, законами городов федерального значения, исходя из необходимости сохранения единости местного хозяйства ФЗ№3297-1 от 14.07.1992 года. Вся территория закрытого административно территориального образования является территории муниципального образования со статусом городского округа. Территория и границы закрытого административно-территориального округа определяются исходя из режима охраны. При установлении и или изменении границ закрытого административно-территориального округа или его реорганизации требование законодательства РФ об учете мнения населения не применяются. Закрытого административно-территориального округа находится в ведении федеральных органов государственной власти: 1)установление административной подчиненности границ указанного образования и земель отводимых предприятиям и или объектам; 2)определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования; 3)медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством РФ «Об охране здоровья граждан населения закрытого административно-территориального округа»; 4)выдача на разрешение и строительства на участках обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятия или объектов, охрана общественного порядка и обеспечение пожарной безопасности. Решения по указанным вопросам принимаются правительством РФ, если иное не предусмотрено законами РФ.

В соответствии с ФЗ от 07 апреля 1999 года №70 ФЗ «О статусе науко-града РФ» наукоград РФ - муниципальное образование со статусом городского округа, имеющий высокий научно-технический потенциал с градообразующем научно-производственном комплексом. Правовой регулирование статуса науко-града осуществляется в соответствии с Конституции РФ, ФЗ №131, ФЗ «О науке и научно-государственной политике» установление и изменение границы науко-града, осуществляется в порядке, определенном законом РФ. Статус науко-града присваивается муниципальному образованию с постановления Правительства РФ с установлением срока этого статуса. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1072 «Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса науко-града и порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса науко-града и прекращения такого статуса. В соответствии с данным постановлением утверждены критерии присвоения муниципальному образованию статуса науко-града и прекращения такого статуса. Муниципальное образование претендующее на усвоение статуса науко-града должно отвечать след критериям: 1)весь, градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования; 2)в уставе муниципального образования или ином нормативно правовым актом принятом в порядке и установлен органом местного самоуправления, должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно-производственного комплекса, научно-технической инновационной деятельности, производство наукоемкой продукции и подготовке кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения по целесообразности развития данного муниципального образования, как науко-града. Порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса; 3)научно-производственный комплекс муниципального образования претендующего на присвоение статуса науко-града, должен являться для данного муниципального образования, градообразующим и отвечать одному из следующих условий: основные фонды комплекса составляют не менее 50 % общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов, за исключением объекты жк и социальной сфера, расположенных на территории данного муниципального образования; 4)объем научно-технической продукции работ, услуг в стоимостном выражении составляет более 50% общего объема продукции работ, услуг всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования.

Осуществление местного самоуправления на приграничных территориях регламентируется законом РФ от 01.06.1993 года №4730-1 «О государственной границы РФ». Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима, в пограничной зоне и российской части рек, озер и иных водоемах, внутренних морских водах и в территориальном море РФ.

Уставами муниципального образования, расположенных полностью или частично на приграничной территории, предусматриваются должности, должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Межмуниципальное сотрудничество – способы взаимодействия муниципальных образований, в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения. В каждом субъекте РФ образуется совет муниципального образования субъекта РФ. Организация и деятельность советов муниципального образования субъектов РФ осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ от 1200101996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Совет муниципального образования субъектов РФ не в праве вмешиваться в деятельность муниципальное образование, они могут образовывать единое общероссийское единение муниципальных образований. Оно считается созданным при условии, если в него входят советы муниципального образования не менее 2/3 совета РФ, также в него могут входить иные объединения муниципальных образований.

Лекция№5 15.10.12г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: