double arrow

Уточнение АРТИКУЛЯТОРНОГО И АКУСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОВ


На второй стадии работа проводится над артикуляторно простыми звуками, которые правильно произносятся деть­ми, в следующей последовательности: а, у, и, о, ы, э, м, н, д, г, т, к, х. В процессе уточнения слухо-произносительных образов звуков широко используется звукоподражание.

Приведем фрагменты занятий.

Тема занятия: звук у. Содержание занятия.

1. Организационный момент.

2. Развитие ручной моторики.

3. Артикуляторная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка.

4. Знакомство с картинкой «В лесу» и беседа по ее содер­жанию:

— Кто нарисован на картинке?

— Волк.

— Что делает волк? (Как подает голос?)

— Воет.

— Как воет волк?

—У-у-у.

5. Произнесение вместе с логопедом звука у.

Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

— А теперь послушаем, как каждый из вас научился произносить этот звук.

6. Уточнение артикуляции звука у. Логопед предлагает детям произнести звук у перед зер­калом и следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

— В каком положении губы, когда мы произносим звук у? Они растянуты или вытянуты вперед тру­бочкой?

— Губы вытянуты вперед трубочкой. (Все дети повто­ряют.)




— Касается ли кончик языка зубов?

— Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

— Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук у. Дрожит ли горлышко?

— Дрожит.

— Правильно. Горлышко дрожит. Звук у произносит­ся с голосом. (Дети повторяют.) Итак, как же мы произносим звук у? (Дети договаривают предложение. Губы ... (трубочкой), кончик языка ... (не ка­сается зубов), горлышко ... (дрожит).) Дети повторяют ар­тикуляцию звука у.

7. Закрепление четкого произношения звука у в словах.

7.1. Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в ле­су» . Проводится беседа по картинке.

— Кто нарисован на картинке?

— Девочка.

— Что случилось с девочкой?

— Она заблудилась в лесу.

— Как кричит девочка?

— Ау-ау-ау.

— Давайте поможем девочке и произнесем все вместе:

«Ау-ау-ау».

7.2. Вывешивается картинка «Малыш плачет». Прово­дится аналогичная работа со звукосочетанием уа.

7.3. Работа по картинке «Филин сидит на суку».

— Кто нарисован на этой картинке?

— Филин.

— Знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу. (Дети по­вторяют.)

7.4. Работа по картинке с изображением свиньи.

— Кто нарисован на картинке?

— Свинья.

— Когда свинья сыта, она лежит и тяжело дышит:

«Уф-уф-уф».

8. Повторение слогов со звуком у в четверостишиях. Бу-бу-бу — белка на дубу. Ту-ту-ту — улицу мету. Ду-ду-ду — домой иду. Лу-лу-лу — я несу пилу.

9. Развитие фонематического анализа.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Игра «Магазин». Дидактический материал: игруш­ки, изображающие животных, продукты (уж, жук, кошка, утка, гусь, лук, рак, сом, сыр, груша, булка, капуста). Де­тям предлагается купить те игрушки и продукты, в назва­ниях которых слышится звук у.

10. Подведение итогов занятия.







Сейчас читают про: