1. Игра «Светофор». Логопед называет слова. Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится звук м в слове. Предлагаются слова, в которых звук м слышится в начале, середине или конце слова (мак, дом, лампа, мыло, мост, комок, солома, маска, сом, зима, муха и др.).
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
2. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звук м стоит в начале или конце слова, а также красные и зеленые фишки. Логопед называет слова. Дети определяют место звука м в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук м слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.
3. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются со звука м.
4. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука м.
5. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда с тремя вагонами и картинки на звук м. Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук м (в начале, середине или конце слова).
|
|
6. Разложить в три ряда картинки: первый — в названии которых звук м стоит в начале слова, второй — в середине, третий — в конце. Примерные картинки (комната, магазин, мышь, сом, дым, молоток, муха, мак, масло, комар и др.).
7. Подобрать слова, которые начинаются со звука м.
8. Подобрать слова, в которых звук м находится в конце слова.
9. Игра «Волшебный домик». Предлагается макет трехэтажного домика и картинки на определенный звук, например, на звук к. На каждом этаже почтовые ящики. Дети берут картинку, определяют место звука к в названии картинки и опускают в соответствующий ящик (на 1 этаж — картинки, в названии которых звук к стоит в начале слова, на 2 этаж — картинки, в названии которых звук к находится в середине слова, на 3 этаж — картинки, в названии которых звук к расположен в конце слова). Предлагаются картинки на слова (кот, каток, мак, окно, утка, рак, майка и др.).
10. «Прогулка по саду». Детям предлагается макет клумбы с цветами. Дети «рвут» только те цветы, названия которых начинаются с определенного звука: со звука м (маки), со звука в (васильки), со звука о (астры), со звука х (хризантемы), со звука р (розы, ромашки) и др.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
11. Преобразование слов. Игра «Что спрятано?». На доске разложены картинки, за которыми «спрятались» другие картинки. Детям дается задание отгадать спрятавшиеся картинки. Для этого дети должны преобразовать слова:
а) добавляя первый звук. Логопед называет слово и предлагает добавить один звук (конкретный звук называется логопедом). Примерные картинки :рот — крот, челка — пчелка, игры. — тигры, дочка — удочка, пушка — опушка;
б) добавляя последний звук. Примерные картинки: вол — волк, пар — парк, пол — полк, стол — столб, лис — лист и др.