С целью определения последовательности звуков предлагаются слова: а) состоящие из двух гласных звуков; б) состоящие из обратного слога типа ах, из прямого открытого слога типа му, из закрытого слога типа мак.
1. Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с буквами или символами звуков а и у. Логопед называет слова ау, у а, а дети занимают соответствующие места (слева направо), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
2. Аналогичное задание выполняется со звуками о и л». Предлагается составить слова ам, ма, ум, му.
3. Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук, ком и др.
4. Поднять цифры 2 или 3 в зависимости от количества звуков в слове. Предлагаются слова: на, кол, нос, да, ах, мох, му, лук, лак, ам.
5. Выложить фишки в графической схеме слова. Работа проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.
|
|
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
6. Преобразование слов, заменяя
а) первый звук слова (дом — сом — ком);
б) второй звук слова (дом — дам — дым);
в) третий звук слова (кот — ком — кол).
7. Выбрать картинку по названию места одного из звуков слова. Например, выбрать картинку в названии которой после то произносится а (танк); после д слышится о (дом); после л — звук у (лук).
8. Выбрать картинки к данной графической схеме.
9. Придумать слова к данной графической схеме.
III стадия — коррекция нарушенных звуков речи
В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.