Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности.
1. Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
1.1. Выделение гласных из ряда звуков.
1.2. Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
1.3. Узнавание гласных на фоне многосложных слов.
1.4. Выделение согласных из ряда других звуков.
1.5. Узнавание согласных на фоне многосложных слов. 2. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука (начало, середина, конец).
2.1. Выделение первого ударного гласного из двусложных слов.
2.2. Выделение последнего ударного гласного из слова.
2.3. Определение места ударного гласного в слове (начало, середина,конец).
2.4. Выделение первого согласного звука из слога и односложных слов.
2.5. Выделение первого согласного звука из многосложных слов.
2.6. Выделение последнего согласного звука из односложных и многосложных слов.
2.7. Определение места согласного звука (начало, середина, конец).
3. Определение последовательности звуков.
3.1. В ряду гласных: ау, уа;
3.2. В обратном слоге: ам, ап, ах;
3.3. В прямом открытом слоге: му, ха, да;
3.4. В закрытом слоге типа: мак.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи примерные ЗАДАНИЯ НА УЗНАВАНИЕ ЗВУКА «М» НА ФОНЕ СЛОВА
1. Поднять флажок, если в слове слышится звук м. Слова называет логопед. Примерные слова: мак, лук, дом, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
2. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук м. Предварительно картинки называются логопедом.
3. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится звук м.
4. Придумать слова со звуком м.
5. Дополнить предложение словами, в которых слышится звук м, с опорой на картинки. Логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук м среди ряда других картинок. Например: «Мама посадила на грядке...» (картинки: свекла, лук, морковь). «На клумбе расцвели...» (розы, маки, тюльпаны). «Мама купила...» (мыло, ведро, шапку).
6. Игра в л о т о. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук л» и не имеющие его, а также красные и белые квадратики. На красном квадратике нарисован мак. Логопед называет слова. Дети находят на карточках соответствующую картинку и определяют, есть ли в названии картинки звук м. Если в названии картинки слышится звук м, дети закрывают картинку красным квадратиком, если в этом слове отсутствует звук м — то закрывают белым квадратиком.