Транспортно-складская инфраструктура
Транспортно-складская инфраструктура НХЦ включает в себя три группы технических средств:
- изотермические транспортные модули (железнодорожные, автомобильные, морские, речные воздушные);
- складские модули с холодильными складами различного назначения.
- устройства обслуживания транспортных модулей: рефрижераторные депо (РД), пункты технического обслуживания, и экипировки, пункты санитарной обработки вагонов и контейнеров. Без этих устройств невозможно нормальное функционирование изотермических транспортных модулей.
Хладотранспорт
Совокупность первой и третьей групп инфраструктуры НХЦ называют хладотранспортом. Существуют несколько видов хладотранспорта:
- железнодорожный,
- автомобильный,
- морской,
- речной,
- воздушный
- интермодальный
Транспортные модули для перевозки скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы перевозят железнодорожным транспортом в следующих типах транспортных модулей:
- изотермических вагонах (рефрижераторных вагонах, вагонах-термосах, молочных цистернах, цистернах-термосах, вагонах-цистернах),
- крытых вагонах,
- универсальных, изотермических и рефрижераторных контейнерах.
В перспективе возможно использование изотермических вагонов и контейнеров, охлаждаемых жидким азотом и термоэлектрическими батареями.
Технологические процессы НХЦ
Основными технологическими процессами НХЦ являются
- подготовка грузов к доставке
- хранение на складах,
- перевозка различными видами транспортных модулей,
- перегрузочно-складские операции,
- подготовка грузов к реализации,
- обслуживание инфраструктур.
Особенности непрерывной холодильной цепи
Доставка скоропортящихся грузов в НХЦ имеет следующие специфические особенности:
- необходимость обеспечения условий погрузки, разгрузки и транспортировки этих грузов, близких к условиям их хранения в стационарных холодильниках;
- необходимость обслуживания груза в пути;
- значительно бóльшие, чем у других грузов, неравномерность, сезонность и дальность перевозок;
- односторонность перевозок конкретных видов скоропортящихся грузов и соответственно высокий коэффициент порожнего пробега изотермических транспортных модулей (ИТМ);
- высокая масса тары изотермических вагонов и относительно небольшая степень использования грузоподъёмности ИТМ;
- высокая стоимость скоропортящихся грузов, изотермических транспортных и складских модулей, устройств их обслуживания;
- высокие расходы на содержание и ремонт транспортных и складских модулей;
- возникновение естественной убыли скоропортящихся грузов в процессе доставки;
- ограниченные предельные сроки перевозки и хранения.
Указанные особенности характеризуют НХЦ как весьма дорогостоящую и многофункциональную систему.