· Внешние – общие экономические условия, национальные особенности (традиция, культура), классовые этические различия, деловая среда
· Внутренние – миссия и цели, стратегия, характер и содержание работы, личность руководителя, квалификация, образование персонала.
В организации существует:
· Доминирующая культура, Субкультура меньшинства, Контркультура
12. Персональное развитие работника в организ. Структура личностного потенциала.
Вступление стран в постиндустриальную стадию развития, вхождение РФ в рынок предопределили качественный скачок в управлении персоналом. Менеджер должен определить следующие факторы, влияющие на поведение персонала:
1) принцип изменения содержания (качественно новая техника, технологии, повышение персональной и коллективной ответственности, сокращение производственного цикла, но не за счет качества производства).
2)изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение качества самоконтроля, самодисциплины
3) обострение конкуренции на рынке, рост значимости качества продукции. Качество персонала - фактор победы на конкурентном рынке
4) изменение форм организационного труда
5) рост образовательного и культурного уровня работника.
Роль работника в трудовом коллективе. Социализация есть процесс усвоения индивидом соц.ролей (ребенка, студента). Без усвоения ролей человека не может интегрироваться в общество.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом месте, оно должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а каждый работник - это личность.
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой.
Одна из последних важных разработок в области управления человеческими ресурсами на предприятии связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни.
Сейчас интерес к качеству трудовой жизни распространился во многих промышленных странах Запада и набирает популярность в нашей стране.
Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:
1) Работа должна быть интересной.
2) Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.
3) Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.
4) Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
5) Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.
6) Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.
7) Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.