double arrow

Теория мышления и позноват процессы в системе


Поведение человека во многом зависит от того, как он познает окружающий мир. Многие свойства вещей люди узнают через органы чувств. Однако наши знания не ограничиваются сведениями о цвете, форме, запахах и других лежащих на поверхности признаках объекта. Обнаружить скрытые, недоступные восприятию свойства предметов и явлений позволяет мышление.

Сущ-ют разные теории мышления. Согласно ассоцианизму, само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциации по сходству, контрасту).

Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи.

Согласно гештальтпсихологии, мышление совершается в замкнутой сфере сознания.

Исследования мышления позволили современной науке более глубоко раскрыть сущность данного процесса. Сегодня принято считать мышление высшей формой познавательной деятельности человека.

Человеческое мышление отличается от мышления животных тем, что использует речь и другие системы знаков, с помощью которых человек имеет возможность существенно расширять свои моделирующие способности.




Мышление – это процесс, который объединяет всю деятельность человека.

Начальным моментом общения является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс.

Проблема –особый вид интеллектуальных задач. Это вопрос, на который не найден ответ. То, что является проблемой для одного человека, для другого может ею не быть.

От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. Само решение выступает как поиск недостающего звена.

Выделяют три типа мыслительных действийхарактерных для процесса решения задач.

1. Ориентировочные действия –начинаются с анализа условий. Главное в мыслительном поиске – возникновение гипотезы.Она возникает на основе полученной информации, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие способности личности.

2. Исполнительные действия –сводятся к выбору приема решения задачи.

3. Нахождение ответа.Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической.

Мышление включает ряд операций. С их помощью осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, находится решение задачи.

Сравнение –установления сходства и различия между предметами и явлениями. В практической деятельности, например, в работе продавца, сравнение часто используется при доказательстве преимуществ одного товара перед другим или для пояснения свойств и особенностей какого-либо изделия, продукта.



Анализ –мысленное расчленение целого на части, обнаружение наиболее существенных признаков предмета.

Синтез– объединение отдельных частей в целое.

Абстракция –мысленное отвлечение от несущественных свойств и концентрация внимания только на существенных свойствах. Результатом абстракции являются, к примеру, такие понятия как «модность», «удобство», «практичность».

Конкретизация –применение общего знания к конкретному случаю. Говоря о модном костюме, продавец показывает, в каких именно деталях проявляется веяние моды.

Обобщение –мысленное объединение сходных по каким-либо признакам предметов и явлений. Любое понятие – результат обобщения. Например, «головной убор».







Сейчас читают про: