Общение – это многоплановый процесс развития контактов, между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Структура общения:
1 Содержание – информация, которая передаётся от одного человека к другому, в ходе межиндивидуальных контактов.
2 Цель – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
3 Средства – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации.
Виды общения:
- По содержанию целей
А)материальный обмен предметами и продуктами деятельности
Б)когнитивные – обмен знаниями
В) мотивационное- обмен побуждениями, целями, мотивами
Г) деятельностное – обмен действиями, умениями.
- По содержанию средств
А) Непосредственное – осуществляется с помощью органов данной природой (руки, тело).
Б) Опосредование – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информации (СМИ, газета, телевизор)
В) Прямое – личные контакты
Г) Косвенное – через посредников
- По форме выражения:
А) Вербальные – общения
Б) Невербальное – жесты
- Деловое, личностное, внутриличностное общение
Виды обращенности
Строится на обращенности к характеру по общению, то есть на готовности адекватно воспринимать работу и поведение других людей.
1) Позитивная обращенность- искренний интерес к собеседнику
А) Позитивная необусловленная обращенность – один человек симпатичен другому, не на основе хороших результатов работы, а исходя из личных симпатий.
Б) Позитивная обусловленная обращенность признание одним человеком другого, зависит от определенных условий.
С наподчинённых.
А) Негативная обусловленная обращенность – относится к дей-ю, совершонному партнёром по общению и признающихся другими негативными.
Б) Негативная необусловленная обращенность – это открытая заниженная оценка личности при которой не излагаются причины порицания.
Факторы от которых зависит обращенность.
I. Внешние
А) Морально-психологические имеют в коллективе
Б) Соотношение формальных и неформальных взаимоотношений, общее кол-во управленческих ошибок.
II. Внутренние
Восприятие себя и других людей с наиболее общей точки зрения.
Внутрифирменная система коммуникаций и характер организационного поведения человека.
Четыре основных цели коммуникации
I. Формирование правильного представления об окружающем мире, общества,самом себе.
Здесь важны следующие факторы.
1) Личное восприятие – получение и обработка одним индивидом, информации о другом индивиде или группе.
2) Стиль управления – которое определяется доминированием тех или иных коммуникативных каналов.
3) Выбор между моделями организационного поведения.
А) склонность к сотрудничеству – работники настроены на конструктивное восприятие чужого мнения, каждый ощущает своё непосредственное участие в достижении цели организации.
Б) Склонность к соперничеству наиболее частая форма общения – это конфликт на почве личной правоты, проигравшая сторона вообще перестаёт проявлять инициативу и участвовать в совместной работе.
2) Эмоциональный контакт с окружающими.
Влияние эмоций на деловые контакты, как положительно, так и отрицательно, определяются конгруэнтностью.
Конгруэнтность – точное совпадение эмоций, её осознания и выражения.
Совпадать или не совпадать могут:
А) Ощущение (реальность физических эмоциональных событий) и их осознания (то, как человек понимает охватившее его чувство).
Б) Осознание ощущений и его выражение (то, как человек проявляет своё осознанное чувство).
Несовпадение факторов 2 пары, это результат того, что человек в своём поведении следует, в сложившейся у него в системе ценностей и норм, и это не позволяет ему открыто выражать вполне осознанные чувства.
Другими словами, это проявление такта, сдержанность или лицемерие, что возникает необходимость сдерживаться, ведёт их к непониманию между людьми, теряется конструктивно воспринимать производственные отношения.
3)Влияние на поведение окружающих.
Три основных механизма:
1) Власть
2) Сознательное манипулирование
3) Сотрудничество
Манипулирование применяется тогда, когда у инициатора влияния нет возможности воспользоваться властью и открытым сотрудничеством.
4) Решение деловых проблем. Ошибки, доп-но рук-ля во время сбора и общ-я информ
21. Теория поведения. Сущ поведения, его виды, мотивы
Поведение – имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, посредственная языком и другими знаково-смысловыми деятельностями, типичной формой которая явл-я трудн в атрибудном общении
Виды поведения: 1)Вербальное или словесное – это система высказываний мнений, суждений, доказательств которые могут быть зафиксированы как явные признаки внурен физич состояниях.
2)Реальное поведение – это система практических действий и поступков
3)Сопоставление человека с принятыми нормами его классифиц-ют как нормальное так и отклоняющ (отклоняющ – девиантное поведение)
4)Когда соотносят поступки людей с ценностями морального плана, говорят о принци-м или беспринцип, благородном или отвратительном поведении.
22. Тип организационной структуры и характер внутриорганизационного поведения персонала предприятия
Организационная структура включает в себя две составные части - структуру и организацию. Под структурой понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически и независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов
Наиболее молодой тип организационных структур – адаптивная организационная структура, гибкая структура, способная изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями внешней среды. Также эти гибкие структуры еще называются в учебной и научной литературе органическими структурами. Адаптивные структуры в свою очередь подразделяются на проектную организационную (временную) структуру, создаваемую для решения конкретной задачи, и матричную – функционально-временно-целевую структуру.
Смысл проектной структуры состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы утвержденной сметы. Когда проект завершен, команда распускается. В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Основной же недостаток матричной структуры – ее сложность. Очень много вопросов возникает из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий, что подрывает принцип единоначалия. Органическая и механистическая структуры представляют собой лишь две крайние точки в континууме таких форм. Реальные же структуры функционирующих на рыночном пространстве организаций лежат между ними, обладая признаками как механистических, так и органических структур, причем в разных соотношениях.
В крупных организациях у одних подразделений может быть механистическая структура, у других – органическая.
К современным типам организационных структур относятся: горизонтальные, многомерные, сетевые, оболочечные, виртуальные, фрактальные структуры. По особенностям построения можно выделить также кольцевую структуру, «колесо», звездную, многосвязанную, сотовую, смешанную структуры.
В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным. В отечественной практике используются следующие варианты:
1) кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию;
2) служба управления персоналом в качестве штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации;
3) кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству;
4) служба управления персоналом организационно включена в руководство организации;
5) служба попадает в сферу деятельности «Контроллинга».
Таким образом, роль и организационный статус службы управления персоналом в западных и российских фирмах во многом определяются уровнем организационного и финансового состояния, возможностями развития организации, стадией жизненного цикла организации, ее размерами, направлениями деятельности, а также позицией ее руководства по отношению к кадровой службе.