double arrow

Педагогического процесса


В своем исследовании мы большое значение придавали вопросу о требованиях к формированию содержания педагогического процесса. Конечно, эта проблема изучалась и до нас. Академик Ю.К. Бабанский, например, выделяет следующие требования-критерии:

- «критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности;

- критерий высокой научной и практической значимости содержания, включаемого в основы наук;

- критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста;

- критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета;

- критерий учета международного опыта построения содержания среднего образования;

- критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базы современной школы» [155, с.107-108].

В.С. Леднев в качестве требований к «структурированию содержания образования» предлагает следующие принципы:

- «принцип двойного вхождения базисных компонентов в систему;

- функциональная полнота образования;

- дифференциация и интеграция компонентов образования;




- принцип преемственности ступеней образования» [97, с. 84].

Немецкий ученый У. Древс выдвигает такие принципы, как принцип этапности; принцип ограничения; принцип возрастающей трудности; принцип связи нового со старым и старого с новым и т. д. [54].

В Законе Республики Башкортостан «Об образовании» требованиям к содержанию «образования» посвящена специальная статья (14 статья). Согласно этой статье «содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватно современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

- подготовку к трудовой деятельности» [57, с.1196].

Вышеперечисленные примеры свидетельствуют об отсутствии единой системы требований к содержанию педагогического процесса. Настораживает несогласованность этих требований. Например, даже невооруженным глазом видно: принципы, предлагаемые У. Древсом, на самом деле являются синонимами-названиями одного и того же принципа - принципа поэтапности. А то, что перечисляется в 14-й статье Закона Республики Башкортостан «Об образовании», вообще не являются требованиями к содержанию ПП. Их с большой натяжкой можно назвать задачами школы.



Требованиями в данном случае мы считаем исходные теоретические положения (принципы), которыми необходимо руководствоваться в формировании (создании, определении) содержания педагогического процесса. Такими требованиями являются общие принципы ПП: принцип целостности; принцип индивидуализации; принцип развития; принцип поэтапности; принцип саморегулируемости (глава V). Но система требований к содержанию педагогического процесса не ограничивается только ими. Она включает в себя и компонентные принципы - принципы, принадлежащие только к содержанию. К ним относятся принципы: а) первичности отношения, б) универсальности, в) неограниченности, г) достаточности содержания.

Принцип развития требует, чтобы содержание педагогического процесса развивало человека. А оно развивает тогда, когда содержит в себе постоянно и последовательно меняющиеся, углубляющиеся, расширяющиеся знания, умения, навыки, качества, отношения, усвоение которых ведет человека вперед по схеме «от простого к сложному, от низшего к высшему», в результате чего он становится «совершенной» личностью.

Принцип целостности педагогического процесса требует целостности и его содержания. Данное требование, как и остальные, отражает объективную закономерность: предмет изучения - действительность - целостное образование, с одной стороны, с другой - субъект ПП нуждается в целостном развитии. К сожалению, на практике целостность содержания ПП часто нарушается. Доказательством этого является деление его, например, на «содержание образования (обучения)», «содержание воспитания»; на «содержание организованного, неорганизованного воспитания»; на «содержание школьной (классной), внешкольной (внеклассной) работы» и т.д.



Целостность содержания, конечно, не ограничивается единством только этих сторон. Она требует и единства, во-первых, знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, во-вторых, структурных единиц (общей, политехнической, специальной), в-третьих, уровней содержания ПП (дошкольного, начального, среднего, высшего) и т. д.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что содержание педагогического процесса в общеобразовательной школе должно быть универсальным. Это требование обусловлено тем, что человек с широким кругозором, универсальными знаниями, всесторонним развитием быстрее овладевает конкретной профессией, легче приспосабливается к постоянно меняющимся условиям современной жизни, вносит ощутимый вклад в развитие общества. Так, Аристотель, Гете, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Д. Менделеев, А. Пушкин, башкирский просветитель Р. Фахретдин и многие другие стали бессмертными учеными-энциклопедистами, усвоив универсальные знания. Таких примеров много. К сожалению, известен и такой факт: в нашей стране из школ с математическим уклоном, по сообщениям СМИ, не выходило ни одного великого математика. Они, как правило, образование получали в обыкновенных общеобразовательных школах.

Все это доказывает мысль о том, что универсальность содержания ПП - необходимое условие для эффективного развития личности.

Универсализация содержания педагогического процесса достигается различными путями.

1. Достижение оптимального соотношения общей, политехнической и специальной единиц в содержании. Общие знания, умения, навыки, черты характера, отношения в содержании ПП общеобразовательной школы должны иметь приоритетное положение. Их в учебном плане, как правило, представляют общеобразовательные предметы. Программные материалы этих учебных дисциплин не должны быть слишком детальными: они состоят из общих законов, закономерностей, теории, правил и т. д.

Данное требование касается и черт характера. И они должны быть общими - универсальными. Универсальных черт характера, как выяснилось в процессе нашего исследования, три: ответственность, активность в самосовершенствовании, уверенность (глава VIII, §7). Они порождают все другие качества.

Большой вклад в универсализацию содержания вносит политехническая единица. Она предполагает в содержании такие знания, умения, навыки, качества, отношения, которые связаны с основами производства и, обеспечивая связь учебного заведения с жизнью, универсализирует содержание ПП общеобразовательной школы. Политехническая единица, расширяя, обогащая и конкретизируя общие знания, умения, навыки, в то же время служит базой для усвоения специальной единицы. Этим объясняется ее промежуточное, связующее положение в содержании. Отсутствие в содержании политехнических знаний, умений, навыков, качеств, сводит на нет его универсальность и отрицательно сказывается на результате.

Специальная единица, к сожалению, очень часто приводит к ослаблению универсальности содержания педагогического процесса. Для того чтобы этого не было, необходимо соблюдать некоторые правила. Во-первых, надо избегать узкой специализации содержания: учащимся давать специальности широкого профиля. Во-вторых, в общеобразовательной школе общую и политехническую единицы содержания педагогического процесса нельзя подчинять специальной единице. Предоставление специальной единице приоритетного положения уменьшает универсальность содержания ПП и общеобразовательную школу превращает в специальную.

2. Расширение зоны общения ученика с окружающей средой - следующий путь универсализации содержания педагогического процесса. Окружающая среда, являясь средством ПП, как и книга, содержит в себе знания, умения, навыки, черты характера. Причем они в ней находятся во взаимосвязи, в динамике, в универсальном виде. Ученик должен уметь читать эту книгу. «Предмет познания ребенка - вся окружающая его действительность», - писал П.П. Блонский [15, с. 118].

Однако сегодняшняя общеобразовательная школа напоминает островок, изолированный от внешнего мира. Многие организаторы педагогического процесса, к сожалению, считают, что усвоение знаний, умений, навыков и других элементов содержания ПП осуществляется только в учебном заведении. Жизнь в школе однообразна. Учеба, учеба, еще раз учеба. Основными источниками информации являются учитель и книга. «Книжное воспитание» приводит к отрыву от реальной жизни, и человек, получивший его, становится малопригодным к жизни.

Что нужно делать для того, чтобы расширить «окружающую среду» ребенка? Во-первых, необходимо уменьшить время пребывания ученика в учебном заведении, тем самым дать ему возможность общаться с природой, с людьми, бывать в театрах, музеях, библиотеках и т.д. Во-вторых, вовлечь его в разнообразную деятельность. В-третьих, формировать у него стремление стать хорошим человеком, что позволит ему получать максимальную пользу от окружающей среды.

Содержание педагогического процесса должно быть неограниченным. Это означает отсутствие у него потолка по вертикали и границ по горизонтали. Есть только переход с одного уровня на другой, от одного качества к другому. Необходимость данного требования или принципа объясняется бесконечностью познания и способностью человека непрерывно усваивать знания, умения, навыки, качества, отношения.

К сожалению, принцип неограниченности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе часто нарушается. Об этом говорят следующие факты.

1. Наличие единых учебных программ. Тысячи детей: и одаренные, и слабые - в одно и то же время, за одни и те же сроки изучают один и тот же материал. Конечно, в этом случае содержание для одаренных учащихся ограничено. Ведь при правильной организации педагогического процесса они в изучении основ наук могли бы идти далеко вперед и тем самым, не дожидаясь слабых, усвоить большой объем учебного материала.

2. Отсутствие у некоторых учащихся умения эффективно совершенствовать себя. Такой человек привык получать знания, умения, навыки, черты характера только с помощью другого человека: учителя, родителей, товарища и т.д. Без постороннего человека он не может эффективно развиваться. Для него содержание ПП фактически ограничено.

Как на практике обеспечить неограниченность содержания?

Для этого необходимо делать учебные программы гибкими, способными корректироваться, обогащаться с учетом местных условий.

Необходимо применять такие типы и виды педагогического процесса, которые не ограничивают содержание. По данным нашего экспериментального исследования самым эффективным из них является Ф.-план. [185, с. 110-111]. Он предоставляет ученику возможность с «опережением развиваться» и, после усвоения им «минимального» уровня, не дожидаясь конца учебного года, перейти в следующий класс. В результате ученик может завершить учебу в средней общеобразовательной школе не за 11 лет, как предусмотрено законодательством, а, скажем, за 8-9 лет. При такой организации педагогического процесса его содержание не ограничено.

Следующим принципом формирования содержания педагогического процесса является принцип достаточности. На первый взгляд кажется, что он противоречит предыдущему принципу. На самом деле это не так. Между ними существует диалектическая связь. Если содержание из-за продолжительности педагогического процесса от рождения до смерти человека неограниченное, то для решения, например, конкретной, промежуточной цели из этого неограниченного содержания требуется отобрать достаточное.

Наблюдения показывают, что принцип достаточности содержания в науке и практике, к сожалению, недооценивается. Это подтверждается многочисленными примерами.

1. Наличие лишних элементов в содержании общеобразовательной школы. Учителя, классные руководители, воспитатели, например, тратят большие силы для формирования у своих подопечных таких черт, как аккуратность, трудолюбие, честность, патриотизм…, т.е. всех черт характера, имеющихся в толковом словаре. А наш эксперимент показал, что надо заниматься воспитанием только трех черт: ответственности, активности в самосовершенствовании, уверенности. Оказывается, эти стержневые качества, сами порождают у ребенка остальные, в том числе и аккуратность, и трудолюбие, и честность, и патриотизм…

В учебном плане имеются лишние предметы. В башкирской общеобразовательной школе таким предметом является «Уроки жизни» [184, С. 107-114].

2. Недостаточность или отсутствие некоторых необходимых элементов в содержании общеобразовательных школ. Доказательством этого являются политехнические знания, умения, навыки, качества, которые в современной школе почти отсутствуют. В гимназиях и в других профильных общеобразовательных школах специальная единица содержания ПП вытеснила общие знания, умения, навыки. Переоценка знаний, умений, навыков довольно часто приводит к вытеснению из содержания черт характера, в результате чего появляются «образованные, но не воспитанные люди».

Игнорирование или недооценка принципа достаточности содержания затрудняет формирование подготовленных к жизни людей.

В определении содержания педагогического процесса необходимо руководствоваться и принципом первичности отношения. Он означает, что все элементы содержания: знания, умения, навыки, качества должны способствовать формированию у объекта ПП отношения.

Отношение является не только показателем направленности личности, но и фактором ее развития. Ученик при наличии познавательного интереса своими усилиями может стать образованным человеком. «Уничтожим в себе к соблазнам и проступкам стремление, иначе не получим мы пользы от познанья», - писал башкирский просветитель М. Акмулла [29, с. 117-118].

Он понимал первичность отношения в содержании педагогического процесса.

Принцип первичности воспитания отношения имеет большое теоретическое и практическое значение.

1. При умелой реализации его у воспитанника появляется иммунитет против отрицательных факторов. Человек, который умеет различать хорошее от плохого, не поддается отрицательному воздействию окружающей среды. Попав, например, в компанию алкоголиков, преступников, он не становится таковым. В этом как раз заключается всемогущество воспитания, его высочайшая роль в развитии общества.

2. Благодаря этому принципу педагогический процесс становится более эффективным. Это объясняется тем, что отношение - усвоенное содержание - со временем превращается в движущую силу. Во-вторых, правильное отношение защищает человека от возможных ошибок, от отрицательных воздействий. В-третьих, при положительном отношении улучшается восприятие и обработка информации и т.д.

3. Снижается себестоимость результата педагогического процесса. Принцип первичности отношения позволяет уменьшить аудиторные занятия, так как отпадает необходимость изучения каждой темы, каждого вопроса в классе. Ученик, имеющий положительное отношение к знаниям, к своему будущему, постоянно занимается самосовершенствованием.

Принцип индивидуализации педагогического процесса влияет и на содержание. Содержание должно быть индивидуализированным. Объективная необходимость этого требования обуславливается несколькими факторами. Во-первых, «эффект воздействия одного и того же учебного материала, его усвоение и развивающее влияние зависят и от индивидуальных черт каждого ребенка…» [84, с. 136]. Во-вторых, мы формируем индивидуумы – неповторимые личности.

В современной общеобразовательной школе, к сожалению, индивидуализации содержания уделяется недостаточное внимание.

Индивидуализацию содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе затрудняет классно-урочная система. По единодушному признанию многих ученых, она имеет ряд серьезных недостатков, затрудняющих индивидуальную работу с учащимися. Поэтому наше предложение отказаться от «монополии» классно-урочной системы, применять индивидуально-коллективные и индивидуальные типы ПП в сочетании имеют научную основу.

В формировании содержания педагогического процесса определенная роль принадлежит и принципу поэтапности. Поэтапность содержания означает последовательное усложнение его. Если оно посильно, то, усвоившись, поднимает ученика на новый уровень развития. Затем на основе этих усвоенных знаний начинается изучение других - более сложных. Так продолжается без конца.

Некоторые педагоги иногда подвергают неоправданной дозировке учебный материал, считая, что реализуют принцип поэтапности. Например, ученик второго класса умеет сочинять небольшие рассказы, а его все еще учат составлять предложения. Учитель В.Ф. Шаталов заставляет учащихся решать все до единого задания, имеющиеся в учебнике по математике. Эти учителя неправильно понимают принцип поэтапности. Он не требует обязательного решения заданий всех уровней, отдельного усвоения каждого умения, личностного качества. Ведь довольно часто бывает так: решение более трудного задания, усвоение более сложного умения, навыка, черты характера приводит к автоматическому усвоению менее сложных. Обучая, например, ученика поднимать груз весом в семь килограммов, мы одновременно учим его поднимать и шесть килограммов. Поэтому и содержание педагогического процесса, расположенное не путем подробной дозировки, а с учетом лишь посильности и полезности для объекта, может считаться соответствующим принципу поэтапности.

Нарушение рассматриваемого принципа приводит к серьезным, нежелательным последствиям. Народ в отличие от многих педагогов-профессионалов хорошо понимал это. В башкирских народных сказках («Акъял батыр», «Справедливый царь», «Биеш батыр») цари джигитам давали непосильные задания, обещая им, например, выдать замуж собственную дочь…, затем, как правило, отрывали им головы. И в современной общеобразовательной школе это наблюдается. Разница только в том, что там нет царя, нет пленных невест, не обещают выдать дочь замуж. «Отрыв головы» есть. Только не мечом, а игнорированием принципа поэтапности. Непосильные или слишком легкие задания многие головы оставляют пустыми, не соображающими, не развитыми, вызывая неуверенность, отвращение к учебе.

Содержание педагогического процесса должно постоянно меняться. Его изменчивость обусловлена объективно существующими факторами, к которым, например, относятся: развитие науки; технический прогресс; социально-экономическое развитие общества; постоянное развитие объекта педагогического процесса и т.д.

В связи с этим возникает необходимость приведения содержания ПП в соответствие с постоянно меняющимися уровнями этих и других факторов. Без этого школа будет отставать от жизни и не справляться со своими задачами. Поэтому при определении содержания педагогического процесса необходимо руководствоваться и принципом саморегулируемости.

Чем же обеспечивается на практике саморегулируемость содержания?

Назовем только некоторые пути:

- предоставление учителю самому определять содержание в рамках государственных образовательных стандартов;

- укрепление связи школы с жизнью;

- вооружение ученика желанием стать настоящим человеком, умением самостоятельно добывать знания, умения….

Система вышеперечисленных принципов позволяет формировать такое содержание педагогического процесса, которое необходимо для формирования настоящих людей. Об этом свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе школы-интерната-гимназии г. Сибай, Первой республиканской частной школы в г. Ишимбай.







Сейчас читают про: