Формирование знаний

Знание является одним из важных элементов содержания педагогического процесса. Поэтому многие ученые в своих исследованиях рассматривают этот вопрос. Однако до настоящего времени единого определения о нем нет. В учебнике «Педагогическая психология», предназначенном для студентов средних специальных учебных заведений, говорится: «Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта» [158].

В объяснении знаний учеными допускаются ошибки. И в приведенной цитате они отражаются. Во-первых, знание не является частью сознания. Сознание совершенно иное образование, возникшее в психике человека на основе знаний, умений, мировоззрения, отношений и т.д. Во-вторых, оно «не способ упорядочения действительности». Способ означает метод. А знание – не метод. К тому же непонятно, что означает «упорядочение действительности». Упорядочение действительности может осуществляться и с помощью швабры, очистки, строительства, умений и т.д. В-третьих, знание не может быть и «результатом познания». Познание или познавательная деятельность вызывает педагогический процесс, т.е. его результатом является педагогический процесс. Поэтому знание может быть результатом ПП, а не познания. К тому же не всегда. Оно может быть и содержанием педагогического процесса. Т.е. знания бывают усвоенными (результат ПП) и неусвоенными (содержание ПП).

Ряд этих ошибок отражается в «Российской педагогической энциклопедии». Знание в ней определяется как «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий» [173]. А.К. Маркова считает, что «знания – это образы предметов, явлений материального мира и их взаимосвязей, образы действий человека с этими предметами» [111, с. 32].

Однако знания не могут быть «образами предметов, явлений материального мира». Образы – это копии, макеты, символы и т.д. К тому же знания связаны не только с материальным миром, но и абстрактным, идеальным, психическим и т.д. Знания – это достоверная информация о предметах, явлениях, событиях, фактах, процессах и т.д. В них отражаются сущность, свойства, закономерности этих предметов, явлений и т.д.

Знания можно делить на а) усвоенные; б) неусвоенные. Усвоенные знания находятся в психике человека. Они представляют результат педагогического процесса. Неусвоенные знания - это те знания, которые находятся за пределами психики воспитанника. Их место нахождения – книги, государственные образовательные стандарты, конспекты, шпаргалки, плакаты, таблицы, учебники, справочники, природа и т.д. К этой группе относятся и те, которые неизвестны человечеству, которые добываются при научно-исследовательской работе. Последняя группа знаний представляет содержание педагогического процесса.

Знания имеют большое значение:

- без них содержание ПП не было бы полноценным;

- на их основе формируются умения, навыки;

- без них не будет ни убеждений, ни взглядов, ни мировоззрения, ни психики, характера;

- способствуют формированию отношения, эмоций, движущих сил;

- развивают мышление;

- делает человека компетентным и в жизни, и в профессиональной деятельности;

- улучшают экономику страны, благосостояние людей;

- служат базой для получения новых знаний;

- знания образуют науку и т.д.

Для подтверждения этих выводов приведу несколько высказываний народов и отдельных личностей: ученье – свет, неученье – тьма; знание – сила; мудрец известен знаниями, а не происхождением (пословицы); «структура мировоззрения личности позволяет определить его как систему предельно обобщенных научных знаний» [205, с. 71]; «знания, наука, образованность – огромная сила, способная одухотворять, облагораживать человека, рождать патриотические чувства, переживания, устремления… Зная, человек хочет, стремится, любит, сочувствует, ненавидит» [202, с. 18, 22].

Усвоение знаний – это приобретение достоверной информации о предметах, явлениях, процессах и т.д. Для качественного усвоения их необходимо правильно организовать педагогический процесс. А правильно организуется он тогда, когда субъект умело реализует принципы.

Согласно принципу целостности содержание должно согласовываться со всеми другими компонентами ПП. Знания, являясь одним из элементов содержания, также подчиняется этому закону. То или иное знание предъявляет требования: а) учитель (субъект) сам должен знать эту тему (яйца кур не учат); б) ученик (объект) должен созреть для изучения данного вопроса, иметь желание; в) средства должны исходить из темы (вместо топора нож не подают); применяться должны соответствующие изучаемой теме методы; г) формы должны соответствовать теме и т.д.

Однако соответствие всех компонентов ПП друг другу недостаточно для качественного усвоения знания. Необходимо достичь взаимосвязи изучаемого знания с другими элементами содержания: умениями, эмоциями, отношениями, чертами характера и т.д. Это, во-первых, предусматривает создание соответствующего эмоционального фона при изучении знания. «Разум, не смягченный чувством, - горькая и сухая пища», - писал Ш. Бронте [222]. Выразительное чтение, соответствующая интонация, восхищение, удивление и другие эмоции помогают глубоко воспринимать, запоминать знания. Знания, усвоенные без эмоций (эмоциональной окраски), как правило, не превращаются в убеждения, отношения. Эмоциональный фон усиливается, например, тогда, когда используется музыка. «Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления»,- писал В.А. Сухомлинский [203, с. 63]. Изучение темы на родном языке также способствует взаимосвязи знания с эмоциями. Родной язык, родные звуки усиливают восприятие.

Овладение знаниями, во-вторых, зависит и от отношения. Поэтому необходимо вызвать у ученика положительное отношение (интерес, желание) к изучаемой теме. Этому способствуют создание проблемных ситуаций, раскрытие важности темы, демонстрация связи знания с будущей жизнью ученика.

Качество усвоения знаний, в-третьих, зависит и от черт характера. Ответственность, трудолюбие, старательность, настойчивость, усидчивость, активность, любознательность и другие черты характера делают познавательную деятельность плодотворным. Поэтому педагогам на формирование этих черт характера необходимо обращать пристальное внимание.

В-четвертых, необходимо обеспечить единство знаний и умений. Для качественного усвоения знаний, например, нужны такие умения, как умения: конспектировать, запоминать, слушать, анализировать, воспроизводить, самостоятельно добывать знания и многие другие.

Реализуя принцип целостности, необходимо добиваться взаимосвязи внутри знаний. Например, изучение такого конкретного знания – «Башкирская художественная литература в годы Великой отечественной войны» должно рассматриваться во взаимосвязи с такими темами, как «Башкирская художественная литература 20-30 гг.», «Башкирская художественная литература послевоенных лет», «Современная башкирская художественная литература», «Русская художественная литература в годы Великой отечественной войны», «Художественная литература народов РФ в годы Великой отечественной войны» и т.д. Тогда рассматриваемое знание будет усвоено полноценно и прочно. «До тех пор, пока знания, приобретенные учащимися, логически не связаны, не представляют собой системы, единой, целостной структуры, они не являются основой формирования научного мировоззрения, не являются показателем их сознательного усвоения, не могут успешно применяться на практике» [71, с. 72]. Согласно принципу целостности изучаемое знание должно быть полным. «Всякое полузнание хуже всякого незнания»», - говорит народ. Это означает, что предмет, явление, процесс – источники знаний должны изучаться всесторонне, углубленно, до получения целостного представления. Например, первоклассник обязан знать все буквы, второклассник – все падежи, семиклассник – все части речи и т.д. Фрагментарное, хрестоматийное изучение литературного произведения, например, не формирует полноценного знания о нем. В то же время надо помнить компонентный принцип достаточности содержания. Согласно ему необходимо своевременно завершить изучение той или иной темы.

Знания формируются поэтапно. Поэтапность – понятие многогранное. Во-первых, она означает посильность изучаемого знания. Как правило, каждое новое знание для ученика является проблемой. Для того чтобы ее решить, ученик должен созреть: иметь базовые знания, умения, навыки, черты характера, интерес. Если степень трудности проблемы не соответствует «зрелости», то ученик не может ее решить. Из-за этого у него может появиться неуверенность, пропадать интерес. Поэтому требуется поэтапное усложнение изучаемых знаний, что является вторым аспектом реализации принципа поэтапности. Усложнение может осуществляться по разной схеме: а) от конкретных знаний к общим; б) от простых знаний к сложным; в) от эмпирических знаний к теоретическим; г) от понятий к теориям и т.д. Третьей аспект поэтапности - соблюдение логической последовательности в изучении знаний. Последовательность приводит к взаимосвязи предыдущих знаний с настоящими, настоящих – с будущими, что важно для обеспечения целостности знаний. Принцип поэтапности, в-четвертых, требует своевременности изучения того или иного знания. Некоторые знания должны изучаться или не изучаться в каком-то возрасте, в определенных периодах года и т.д. Например, в дошкольном возрасте удобно усваивать языки, но рано им объяснять вопросы интимной жизни. Не зря родители на вопрос маленького ребенка о своем происхождении, говорят, что нашли на капустнике или отвечают с помощью пословицы «много будешь знать, быстрее состаришься». Своевременное устранение пробелов в знаниях учащихся также способствует реализации принципа поэтапности.

Теперь рассмотрим этапы усвоения знания. Нами выявлены следующие этапы: восприятие (распознавание); осмысление; понимание; обогащение; закрепление; превращение.

На этапе распознания происходит «знакомство», «встреча» человека с изучаемым объектом, ощущение и восприятие некоторых заметных его аспектов. Здесь объект выделяется от других предметов, явлений, привлекает к себе внимание, вызывая удивление, восхищение или другие эмоции. Новизна этого предмета, как правило, вызывает интерес, желание изучать его. Все это говорит о том, что изучение данного объекта, поиска знаний о нем уже началось. Иногда все это на данном этапе происходит стихийно. А при организованном педагогическом процессе необходимо очень ответственно относиться к этому этапу изучения знаний. Раскрывая важность изучаемой темы с помощью проблемных заданий, вопросов, необходимо усилить нужные на этом этапе эмоции. Особенно при изучении теоретических знаний надо уделять этому внимание.

Следующий этап усвоения знания – осмысление. На этом этапе выявляются те свойства изучаемого объекта, которые не были замечены (и не могли замечаться) при распознавании, устанавливается связь между ними. Определяется место данного объекта среди других. Проверяется выявленные на первом этапе данные. Если на предыдущем этапе применялись методы слухового, зрительного восприятия, осязание, обоняние, то на данном этапе преимущественно такие методы, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, обобщение, систематизация и др.

После этого начинается этап понимания. На этом этапе усвоение знания в основном достигается. Однако полученный результат, хотя достаточный, но не окончательный. Его надо совершенствовать. Например, человек понимает, что нельзя сосать палец, но не знает почему. Поэтому процесс усвоения продолжается. Начинается этап обогащения: расширения, углубления знания. Это может осуществляться автоматически – при изучении следующих тем или специально организованными мерами, такими, как проведение семинаров, диспутов, конференций, коллоквиумов, внеаудиторных мероприятий, домашними заданиями и т.д. Однако и после этого нельзя ставить точку. Полученные знания надо закреплять в памяти с помощью методов повторения, заучивания, выполнения заданий и т.д. При этом применяются такие формы, как зачет, экзамен, конкурс и др. Прочность усвоения знаний зависит от а) умелого применения разнообразных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных; б) характера движущих сил ПП; в) эмоционального восприятия; г) ответственности; д) уровня психического здоровья ученика. И наконец, последний этап усвоения знания – этап перевода, превращения его в другое психическое образование: в умения, новые знания, взгляды, убеждения, мировоззрения, сознание и т.д.

Поэтапность формирования знаний уже подсказывает о развитии процесса его усвоения. Поэтому при формировании знаний необходимо руководствоваться и принципом развития. В связи с тем, что реализация принципа развития частично освещалась при объяснении принципа поэтапности, здесь ограничимся рассмотрением только некоторых его аспектов. «Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенное качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауки», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д.», - говорится в «Философии» [210, с. 485].

Усвоенные знания продолжают поэтапно развиваться. Они в голове (психике) человека подвергаются постоянной и разносторонней обработке, сочетаются с другими знаниями, умениями, отношениями, эмоциями, участвуют в образовании других компонентов психики. Они, например, способны превращаться в другие знания. Рассмотрим это на примере. Ученик усвоил именительный падеж, затем родительный, дательный, …предложный. Встретившись эти знания в психике, объединяются и образуют новое знание – знание о падежах. Такое же происходит с существительными. Изучив, собственные, нарицательные имена..., в голове человека образуется новое знание об именах существительных. После усвоения имен прилагательных, числительных, междометий, и наречий и др. у него появляется очередное новое знание о частях речи. Так продолжается бесконечно. Первое знание входит во второе, второе – в третье, третье - в четвертое и т.д. Знание развивается как снежный комок.

При умелой организации педагогического процесса знания образуют взгляд. Бывают, например, взгляд на а) литературу; б) историю; в) животный мир; г) политику и т.д. Взгляд, как правило, образуется из системы разносторонних знаний о предметах определенной группы. Например, человек изучает отдельных представителей животного мира: корову, лошадь, медведя, зайца и т.д. В результате объединения этих знаний у него формируется взгляд на животный мир – достаточно полное, целостное представление о нем. Во взгляде кроме знаний в какой-то степени присутствуют отношения, вера. Но преобладают знания.

На основе взглядов возникают убеждения. Убеждения – это усвоенные знания, в истинности которых человек не имеет сомнений, даже готов пожертвовать себя, чтобы доказать это. Таким образом, в убеждениях знания очень сильно сочетаются с верой, отношением и действием. «Убеждения служат основой действий человека, его поступков, его поведения», - писал Н.А. Сорокин [198, с. 94]. Знания, взгляды образуют убеждение тогда, когда они преподносятся аргументировано, в соответствующем эмоциональном состоянии. В.А. Сухомлинский говорил, что «истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяются яркими образами, оказывающими воздействия на чувства» [203, с. 16].

Знания участвуют в образовании мировоззрения. «Из единичного знания можно вывести целиком или частично современное мировоззрение». Эти слова принадлежат И.Я. Лернеру [205, с. 74].

Мировоззрение – это более обширное, объемное образование в психике человека. Оно состоит из знаний, взглядов, убеждений, идеалов, отношений, веры и т.д. Мировоззрение составляет костяк психики и играет важную роль в поведении человека.

Знания «присутствуют» и в умениях, эмоциях, поступках.

Изучение знаний не имеет границ. Не зря говорят, что познание бесконечное. Усвоив одно знание, ученик должен переходить к другому знанию и т.д. Выявленный нами компонентный принцип неограниченности содержания требует этого. «Всем учащимся было предложено работать самостоятельно сверх учебной программы по любому разделу науки, техники, искусства, видам труда, независимо от того, изучается он в школе или нет. При этом не устанавливалось никаких ограничений в выборе темы, способах и сроках исполнения», - писал И.П. Волков [36, с. 29].

Непрерывное изучение знаний, конечно, не должно вредить здоровью. При этом необходимо учитывать возможности ученика, т.е. индивидуализировать педагогический процесс. Это, во-первых, означает оптимальное сочетание обязательности и вариативности знаний. Например, тема «Глагол» предусмотрена государственными образовательными стандартами. Ее должны изучать все. В то же время эту тему можно в разных вариантах индивидуализировать. Дети, мечтающие стать археологами, изучают ее на основе глаголов, связанных с этим видом деятельности. Это только один из примеров. Индивидуализация темпа обучения, заданий, средств, форм, методов… позволяет индивидуализировать процесс усвоения знаний.

Интересен опыт В.Ф. Шаталова по проведению так называемых «уроков открытых мыслей». На этом специальном уроке физики учащиеся делают сообщения о знаниях, полученных самостоятельно из любого источника по любой области науки. Это, во-первых, делалось для того, чтобы учащиеся взаимообогащали кругозор, универсализировали его. Во-вторых, на любимой теме быстрее обеспечивается индивидуализация содержания. Один из моих студентов раскрылся на темах, связанных со спортом. Вопросы педагогики на занятиях он объяснял на примере спортсменов и от двоечника превратился в ударника.

Процесс формирования знаний индивидуализируется и путем индивидуализации домашних заданий, тем для научно-исследовательских работ т.д.

В формировании знаний необходимо руководствоваться и принципом саморегулируемости. Этот процесс должен происходить не только на уроках, но и везде и всегда. Народ не зря говорил: «Век живи, век учись». Такое возможно тогда, когда у человека имеются движущие силы педагогического процесса: любопытство, интерес, желание, стремление к совершенству. Для обеспечения непрерывности усвоения знаний необходимы также умения самостоятельно добывать их.

Знания формируются и во время стихийного педагогического процесса, т.е. без особых усилий, что свидетельствует о саморегулируемости усвоения знаний.

Народ знал принцип саморегулируемости. «Уча других, и сам учишься», - говорится в русской пословице. Действительно, обучая другого человека чему-либо, сам совершенствуешься, даже не замечая этого. В этом проявляется как раз саморегулируемость процесса усвоения знаний. Успешной реализации принципа саморегулируемости в процессе формирования знаний более соответствуют такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, систематизация, синтез и т.д.

Знаний много. Объем его изо дня в день увеличивается. В связи с этим некоторые ученые, учителя, предлагают периодически продлить продолжительность сроков обучения. Однако между объемом знаний и продолжительностью обучения закономерных связей нет. Правильно реализуя принципы педагогического процесса, можно и за короткое время качественно усвоить требуемые знания. В этом особое значение имеет принцип универсальности содержания. Он предусматривает изучение более общих, обобщенных знаний о классах, группах предметов, явлений, процессов, избегая детального рассмотрения отдельных их представителей. Например, одновременное изучение всех букв позволяет быстрее и качественнее усвоить их, сэкономить время и силы. Растительный мир также изучается в общем плане, без детализации каждого растения. При этом выявляются общие свойства, характерные растениям того или иного класса. Богатое творчество А.С. Пушкина изучается в обобщенном виде, а более подробно учащиеся могут рассматривать его добровольно во внеучебное время.

Вышеназванные общие и компонентные принципы позволяют качественно усвоить знания. Однако не все ученые, не все учителя знакомы с этой системой принципов. Они руководствуются неправильными принципами, из-за чего в формировании знаний ими допускаются ошибки. Рассмотрим некоторые из них.

1. Допускается переоценка роли знания среди других элементов содержания педагогического процесса. Все изложенное выше доказывает, какое огромное значение имеет знание в формировании личности. Однако, несмотря на это, нельзя переоценивать его роль среди других элементов содержания. Знание сильно и полезно только в сочетании с умениями, отношениями, чертами характера, эмоциями. Только вместе они образуют убеждения, мировоззрение, сознание, вообще психику. К сожалению, у нас основное внимание уделяется на знания в ущерб другим элементам содержания. В государственных образовательных стандартах, в учебных программах преобладают знания, на экзаменах в основном проверяются они. Даже I сентября отмечается как День знаний.

Данная ошибка приводит к формированию «образованных, но не воспитанных» людей, что свидетельствует о неполноценности результата. Этому способствует и ошибочное деление педагогического процесса на обучение и воспитание.

2. Недооцениваются возможности стихийного педагогического процесса в формировании знаний. Ведущие ученые утверждают, что «знания … усваиваются только тогда, когда их восприятие, переработка и последующее использование обеспечиваются активной психической деятельностью» [223, с. 11-12]. «Овладеть знаниями ученик может только в процессе собственной активной самостоятельной деятельности, направляемой и организуемой учителем», - говорится в учебнике «Дидактика» [71, с. 33].

Повсеместно распространяемое среди учителей это ошибочное мнение делает свое дело: педагоги недооценивают роль стихийного ПП в получении знаний. Все знания стараются давать на занятиях, что, как правило, приводит к перегрузке учащихся, к ухудшению интереса к учебе и к затратам.

3. Довольно часто новые знания изучаются без опоры – базовых знаний, умений и навыков. По-другому, нарушается принцип поэтапности. Это происходит либо из-за нелогичного составления учебных программ, либо из-за некачественного усвоения предыдущих тем. Данная ошибка вызывает неуверенность у ученика, отвращение к учебе. «Параллельное изучение» всех школьных дисциплин в течение всего учебного года (одновременное начало в сентябре и одновременное завершение в мае) также лишает базовых знаний, умений и т.д. Последовательное изучение помогло бы качественно усвоить знания. Такое изучение предполагает изучение учебных дисциплин друг за другом. Т.е. некоторые предметы активно изучается за какое-то короткое время, например, в сентябре - в ноябре, после его завершения тоже такими быстрыми темпами изучается другой предмет. При такой организации очередной предмет изучается на базе завершенного предыдущего предмета. Это улучшает качество педагогического процесса.

4. Еще одной серьезной ошибкой в формировании знаний является формализм. Некоторые учителя создают видимость благополучия, скрывают свои недостатки в работе. Их не интересует конечный результат. Для них главное – проведение уроков, прохождение программы. Даже на ЕГЭ они умудряются отвечать за своих учеников, разрешают списывать.

Эти ошибки имеют серьезные последствия. Они мешают формировать полноценных людей, способных эффективно служить обществу, самому себе.

Возникает уместный и законный вопрос: как определить и оценить уровень усвоения знаний? А.К. Маркова и др. выделяет следующие «качества знаний: а) системность, систематичность, научность, обобщенность, осознанность, свернутость, фундаментальность; б) гибкость, мобильность, оперативность; в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, объем, точность, прочность» [111, с. 33].

Однако с помощью этих показателей трудно определить и оценить качество усвоения знания. Они слишком расплывчаты, не практичны. Как показывают наши исследования, удобно и оперативно можно оценить уровень усвоения знаний по следующим критериям: а) достоверность; б) полнота; в) прочность; г) применяемость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: