double arrow

Понятие об эмоциях

Эмоция – это кратковременное переживание человека, вытекающее из его отношения к чему-либо и вызывающее соответствующее эмоциональное состояние. К ней относятся: восторг, восхищение, удивление, радость, смущение, отвращение, подозрение, наслаждение, страх, скука, вина, интерес, ярость, жалость, гнев, тревога, жажда, стыд, ненависть, желание, разочарование, тоска, отчаяние, печаль, страсть, сочувствие, любопытство, возмущение, любознательность, огорчение, обида, досада, унижение, стремление, надежда, горе, мучение, агрессия, укор, скорбь, горечь, вдохновение, шок, презрение и т.д.

В науке много работ, посвященных эмоциям [66].

Однако мы о ней до сих пор мало знаем. В психологическом словаре-справочнике, составленном Р.С. Немовым [129], например, она объясняется следующим образом: «Эмоции – класс психологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями. К эмоциям относятся, например, переживания голода, удовольствия, неудовольствия, страха, гнева, печали, радости…».

В этой фразе три ошибки. Во-первых, эмоции не «переживаемые состояния человека», а переживание. Во-вторых, они сопровождаются не только приятными и неприятными, но и какими-то средними или промежуточными ощущениями (например, эмоция удивления). В-третьих, переживания голода, удовольствия, неудовольствия не относятся к эмоциям. Последние двое являются признаками отдельных эмоций. Например, радость вызывает удовольствие, а гнев, печаль – неудовольствие. А голод – эмоциональное состояние человека.

Для полного представления эмоций сначала необходимо уточнить некоторые другие, связанные с ней понятия.

1. Чувство. «Чувства представляют собой особую - человеческую разновидность эмоций», - говорится в словаре Р.С. Немова [129]. Такая классификация не обоснована. Мы считаем «эмоцию» и «чувство» синонимами. Эмоция - международное, научное понятие. Она переводится на русский язык как «чувство».

2. Ощущение. Мы с помощью органов чувств (их у человека 5) ощущаем. Ощущаем, например, запах. Запах может быть приятным, неприятным, кому-то понравиться, кому-то нет (в косметических магазинах женщины долго выбирают духи или другие вещи, связанные с запахом). Ощущаемый запах у человека вызывает эмоцию. Эмоция – это внутренняя реакция человека на запах. Она, как и другие предметы, явления, ощущается. Однако это не говорит о том, что эмоции и ощущения тождественны.

3. Эмоциональное состояние. Это состояние личности, которое вызывается эмоциями и другими факторами. Его нельзя отождествлять с эмоциями. Оно происходит во время проявления эмоции и может продолжаться после них, причем в некоторых случаях достаточно долго. К ним, например, относятся: настроение, счастье, тревога, стресс, депрессия, фрустрация, экстаз, эйфория, апатия, симпатия, возбуждение, голод, жажда и другие. То или иное эмоциональное состояние, как было сказано выше, вызывается определенными эмоциями. Например, стресс возникает из-за эмоций страха, вины, стыда, разочарования, тоски, отчаяния; эйфория – из эмоций радости, … Настроение может быть следствием и положительных и отрицательных эмоций. В зависимости от того, какие эмоции вызывают его, мы настроение делим на хорошее и плохое. Эмоциональные состояния вызываются и так называемыми драйвами – такими, как голод, жажда, боль, холод, усталость и т.д.

Эмоциональное состояние само может вызвать эмоции. Например, голод может быть причиной появления таких эмоций, как отчаяние, гнев, страх и т.д.

Эмоциональное состояние человека отражается в мимике, интонации, почерке, маске, походке, в управлении транспортными средствами и т.д.

4. Отношение. Эмоции исходят из отношений, выражают отношения, но отношениями не являются. Одно и то же отношение может выражаться в разных эмоциях. Например, положительное отношение к труду выражается в таких эмоциях как радость, желание трудиться.

Чем же отличаются эмоция и отношение?

Эмоция сравнительно короткий акт, переживание. А отношение длительное, устойчивое, стабильное явление. Возьмем, например, любовь. Любовь – отношение. «Любовь как длительные отношения между двумя людьми… в любой момент может пробудить в партнерах практически любую эмоцию…», - пишет Изард Кэрролл Э. [66, с. 411]. Например, она может «пробудить» такие эмоции как радость, печаль, восторг, грусть, ревность, интерес, азарт, и т.д. Однако во многих трудах по психологии, словарях ошибочно называют любовь эмоцией. «Любовь – фундаментальное для человеческой природы чувство…», - пишет тот же Изард Кэрролл Э. [66, с. 425]. Такое противоречивое, двоякое понимание любви не способствует правильному объяснению эмоций. Положительное отношение к труду, например, может вызвать эмоции наслаждения, радости, гордости. Отрицательное отношение к пьянству пробуждает такие эмоции, как отвращение, неудобство, стыд, вина, печаль и т.д.

Между эмоциями и отношениями находится эмоциональное состояние. Эмоции, как правило, создают эмоциональное состояние, а повторяющиеся эмоциональные состояния со временем вызывают отношение.

Отношение от эмоции отличается и сложностью своей структуры. В отношениях присутствует мысль, эмоции, движущие силы.

5. Черты характера образуются из сильных, устойчивых отношений. Поэтому они связаны с эмоциями: эмоции участвуют в их образовании, а черты характера – в возникновении эмоций. Например, черта характера «трудолюбивый» означает хорошее, качественное, стабильное, устойчивое отношение человека к труду. И она вызывает у человека такие эмоции, как радость, наслаждение. «Чувство хозяина родной земли – важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в юных сердцах», - писал В.А. Сухомлинский [203, с. 261].

Такое чувство является предпосылкой отношения. Действительно, воспитанники В.А. Сухомлинского были патриотами своей страны, защитниками родной земли.

Данные рассуждения помогают проследить путь функционирования эмоций: от эмоций к эмоциональному состоянию, от эмоционального состояния к отношению, от отношения к чертам характера.

Таким образом, эмоции отличаются от ощущений, черт характера, отношений... и характеризуются следующими специфическими признаками:

1) «Что же такое эмоции? Являются они преходящими состояниями или сопровождают нас постоянно? В какой мере они детерминированы ситуацией, условиями момента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками индивида? Очевидно, что нам не удастся дать однозначного ответа поставленные вопросы», - пишет Изард Кэрролл Э. [66, с. 30-31].

Однако на этот вопрос можно дать однозначный ответ: эмоции, как и другие элементы содержания педагогического процесса (знания, умения, навыки, черты характера, отношения), бывают преходящими и «постоянными». Все зависит от степени сформированности. Например, если человек радуется после каждой полученной «5», значит, эта эмоция у него сформирована достаточно крепко. Затем радость может возникать у него после каждой удачи, необязательно по учебе, что лишний раз доказывает ее прочность. Некоторые люди могут получать радость после первой «5», затем, привыкнув к ней, особо радоваться не будут. У них, как видно, эмоция, не дошла до отношения или черты характера. Она временная. Отдельные эмоции вообще бывают короткими, эпизодическими. Например, гнев. Человек проявил вспышку гнева, сразу успокоился и все забыл.

Таким образом, продолжительность эмоций зависит от индивидуальных особенностей человека.

2) В эмоциях отражается вся сущность той или иной конкретной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: