В формировании движущих сил

Развитие движущих сил педагогического процесса имеет ряд особенностей:

- ослабление, исчезновение отрицательных движущих сил может создать условия для появления положительных движущих сил или наоборот;

- чем выше уровень развития движущих сил, тем эффективней ПП и чем эффективней ПП, тем быстрее формируются движущие силы;

- темп, характер формирования, развития движущей силы индивидуальны;

- движущие силы могут формироваться и развиваться целенаправленно и стихийно. При стихийном они сами возникают и развиваются на основе внутренних процессов, когда имеются соответствующие для этого предпосылки.

В формировании движущих сил участвуют все элементы педагогического процесса.

Субъект принимает активное участие в формировании ее у объекта педагогического процесса.

Объект является носителем движущей силы. Чем выше уровень общего развития личности, тем быстрее формируются у нее движущая сила. Объект, имеющий более важные, социально значимые движущие силы, превращается в субъект. Он начинает совершенствовать себя. Сила движущей силы проявляется в поступках, действиях, успеваемости, эмоциях, чертах характера и т.д.

Цель педагогического процесса также участвует в формировании движущих сил. Она является, как было сказано выше, предпосылкой для возникновения их. Такое тесное взаимодействие движущей силы и цели может привести к ошибочному мнению об их тождественности. Но они отличаются друг от друга и представляют две самостоятельные компоненты педагогического процесса. Движущая сила способствует реализации цели. После реализации обе «умирают». Появляются более сложные, важные цели и соответствующие им движущие силы. Может быть и наоборот: сначала возникает движущая сила, затем цель. Такова взаимосвязь цели и движущих сил педагогического процесса.

В формировании движущих сил большая роль принадлежит содержанию. Для этого требуется включение в содержание педагогического процесса, во-первых, тех черт характера, которые могут быть предпосылками для возникновения движущих сил. Прежде всего, это стержневые качества: ответственность, уверенность, активность в самосовершенствовании. Они способствуют формированию других необходимых для возникновения движущих сил черт характера, таких, как целеустремленность, общительность, любознательность, трудолюбие и т.д. Эти качества вызывают и силу воли - необходимое «сырье» для движущей силы. Во-вторых, нужно включить в содержание соответствующие эмоции. Такие эмоции, как азарт, надежда, ожидание, удивление, вдохновение, притязания, страх делают человека возбудимым, целеустремленным, что также необходимы для возникновения движущих сил. В-третьих, надо ввести в содержание те знания, умения, которые способствуют формированию движущих сил. К ним, например, относятся: знания, формирующие убеждения, мировоззрение, сознание. При этом важную роль играет умение управлять движущими силами. Человек, управляющий своими движущими силами, как правило, не остается в трудных ситуациях, если остается, достойно выходит из нее, проявляет выдержанность, терпение, благоразумие и т.д. В-четвертых, нужно включить в содержание педагогического процесса потребности, особенно познавательные.

Не всякое содержание вызывает движущую силу. Только такое, которое имеют новизну, практическую значимость, привлекательность, отвечает принципам целостности, развития, индивидуализации, саморегулируемости, поэтапности. Например, если степень трудности содержания не соответствует уровню развития объекта (нарушается принцип поэтапности), то движущая сила исчезает. «Замечено, что, как только задание, начинает казаться чересчур сложным, наблюдается резкое падение планируемого усилия»,- пишет А. Маркова [111, c. 26]. Слишком легкое задание тоже убивает интерес. По мнению М.А. Данилова, «правильное определение учителем и авторами учебных пособий степени и характера трудностей в учебном процессе составляет главное средство, чтобы вызвать движущую силу учения» [143, c.220].

Средства вызывают интерес к себе своей оригинальностью, привлекательностью, красотой, странностью и т.д. Например, красивая игрушка - самолет, парашют – может вызвать желание стать летчиком, полицейская форма - интерес к профессии полиции. Экран успеваемости заставляет хорошо учиться. Красивая речь, красивые поступки вызывают желание иметь такие умения. Правила, общественное мнение принуждают человека вести себя правильно. «В классах, где формируется общественное мнение, доброжелательное отношение к учению и к людям вообще, где каждый ребенок в системе межличностных отношений занимает благополучное положение, снижения мотивации учения не происходит» [34, c. 115]. Идеал, будучи средством, также участвует в формировании движущих сил. «Идеал нравственный – обобщенный положительный образ того человека, на которого стремится стать похожим данный человек» [129, с. 201]. Особо сильно влияют на формирование движущих сил средства, которые применяются в поощрении и наказании. К ним, например, относятся: отметки, премии, благодарность, стипендия, медаль, орден, выговор, предупреждение, доска почета и другие.

Однако надо помнить, что движущие силы, вызываемые внешними, несущественными признаками средств, не всегда прочны и эффективны. Движущие силы должны быть социально значимыми, связанными с чувством долга, желанием служить людям, обществу, сущностью изучаемого вопроса. «Ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения» [34, c. 112].

Буквально все методы участвуют в формировании движущих сил. Методы: рекламы, конструирования, прерывания на интересном месте, подражания, требования, поощрения, наказания и многие другие обладают большими возможностями в этом деле. Особенно часто употребляются в формировании движущих сил методы поощрения и наказания. Как известно, настоящую движущую силу педагогического процесса, прежде всего, вызывает удовольствие. Получение удовольствия, во-первых, само является поощрением, во-вторых, награды, одобрительные слова окружающих, являясь признанием заслуг человека, вдохновляют, окрыляют его – усиливают желание еще поактивнее учиться.

Для того чтобы поощрение вызывало движущую силу педагогического процесса необходимо соблюдать некоторые правила:

1) желательно поощрять тогда, когда человек добивается конечного результата. Однако некоторые люди, те, у которых движущая сила не сформирована, нуждаются в поощрении и до получения результата. Поэтому надо найти хоть какой-то повод для поощрения его на этом этапе;

2) нечестным путем полученные результаты не надо поощрять. В противном случае воспитанник лишится настоящей, правильной движущей силы, привыкнет добиваться удовольствия без собственного, кропотливого труда, что очень опасно для развития личности;

3) надо поощрять так, чтобы у человека возникла основная, существенная движущая сила. Например, если за хорошую учебу ученику подарить велосипед или что-то еще такое дорогое, то у него возникнет желание получить подарок, а не желание хорошо учиться. Получив нужный подарок, он может перестать стараться;

4) не надо постоянно поощрять человека, даже тогда, когда он этого заслуживает. У него может возникнуть или равнодушие к поощрению, или ненормальное стремление к поощрению. Оба эти явления будут задерживать развитие;

5) гласность усиливает значение метода поощрения в формировании личности. Похвала при всех вызывает движущую силу доказать людям заслуженность поощрения и человек придет к более важной движущей силе – желание дорожить своим авторитетом, доверием людей и т.д.

У объекта ПП иногда могут появляться нехорошие интересы, желания, стремления. Как правило, они возникают тогда, когда в организации педагогического процесса допускаются ошибки. Такие движущие силы могут быть устранены такими методами, как запрет, корректировка, наказание.

Наказание – лишение человека от каких-то удовольствий, уют, благ за неправильные поступки. Правильно применяемое наказание вызывает у человека такие движущие силы, как стремление избегать: а) наказания; б) позора и стыда. Затем у него может формироваться более важная движущая сила как стремление стать хорошим человеком.

При применении метода наказания необходимо соблюдать определенные требования:

1) наказание должно восприниматься воспитанником. Для этого оно должно быть заслуженным, понятным, стимулирующим;

2) наказание должно осуществляться в благородных целях, в целях формирования хорошей личности;

3) степень тяжести наказания должна быть оптимальной, то есть вызываемые им эмоции должны быть достаточными для устранения недостатков и формирования положительных движущих сил у воспитанника;

4) не допустить привыкания человека к наказанию. Если наказание не вызывает у него чувства страха, желания избегать наказания, то оно бесполезное. В такой ситуации лучше применять другие методы.

Методы отказа и запрета способствуют предупреждению возникновения отрицательных движущих сил. Есть методы, которые даже убивают положительные движущие силы. К ним, например, относится метод зубрежки. «Злейший враг любознательности – зубрежка, - писал М.Н. Скаткин. – Она убивает всякий интерес к знаниям, охоту к учению» [190, c. 42].

Своеобразно участвуют в формировании движущих сил формы. Они это делают не непосредственно, а вызывая те или иные особенности педагогического процесса. Например, диспут придает педагогическому процессу азарт, дискуссионность, проблемность, активность. Желание доказывать, найти истину, участвовать в обсуждении заставляет человека мобилизоваться, систематизировать, обогащать свои знания. Семинар, конкурс, соревнование, олимпиада также способствуют этому.

Типы и виды педагогического процесса влияют на формирование движущих сил следующим образом. При индивидуально-коллективном типе ПП имеется возможность возбуждать друг друга, передавая другому человеку свои интересы, желания, стремления. Сама коллективная атмосфера требует идти в ногу с товарищами, возникает желание не отставать от них. Отставание для человека грозит второгодничеством, осуждением, позором и другими неудобствами. Поэтому появляется страх всего этого – движущая сила.

Особое значение движущие силы имеют в индивидуальном типе ПП. В таком типе эффективно могут заниматься только те люди, которые имеют серьезные движущие силы.

И движущие силы вызывают движущие силы. Например, желание заслуживать уважения любимой девушки может вызвать желание хорошо учиться; желание быть отличником – стремление к познанию и т.д. Движущие силы педагогического процесса могут вызываться и движущими силами деятельности. Например, стремление к богатству вызывает интерес к бизнесу, познанию его секретов. Желание построить дом - интерес к строительному делу и т.д.

Результат педагогического процесса принадлежит объекту. Чем качественней результат, тем лучше объект. А качество результата зависит и от движущих сил. Результат должен радовать человека. Если он получен без особого труда, или, наоборот, чересчур дорогой ценой (ценой здоровья, лишений), то хорошая движущая сила, как правило, не возникает. Успех, добытый честным, кропотливым трудом окрыляет. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться» [201, c. 99]. Поэтому ребенка надо ставить в ситуацию успеха.

Рассмотрим влияние принципов на формирование движущих сил. Возьмем принцип поэтапности. Движущие силы могут развиваться и по прогрессу, и по регрессу. Например, «равнодушие – интерес – влечение – желание – стремление» является одним из вариантов прогрессивного развития, а «стремление – желание – влечение – интерес – равнодушие» - регрессивного. И то, и другое в зависимости от ситуации полезное. Например, стремление к воровству может исчезнуть путем регресса. Движущая сила исчезает только на этапе равнодушия.

Когда человек отрицательно относится к педагогическому процессу, у него могут быть такие мотивы, как; нежелание учиться; отсутствие интереса к совершенствованию своего характера; а при положительном отношении - желание избежать от плохой отметки; желание избежать наказания; любопытство; интерес к знаниям; стремление углубиться в сущность познаваемого; стремление преодолевать трудности в познании; стремление к хорошему имиджу и т.д.

Поэтапность движущих сил с положительным отношением к воспитанию может быть по следующей схеме: желание избежать наказания - желание получить хорошую отметку – интерес к познанию – стремление к совершенству.

Поэтапное развитие наблюдается и внутри одной и той же движущей силы. Рассмотрим это на примере интереса. «Качества интереса могут быть охарактеризованы широтой, глубиной, устойчивостью, силой и т.д.» [187, c. 39].

1. Самым первым интересом является любопытство. Оно, как правило, вызывается внешностью, занимательностью, удивительностью и другими яркими признаками изучаемого предмета, явления. Данная движущая сила направлена на получение поверхностных знаний (представлений) об объекте.

2. Интерес к отдельному аспекту объекта. Это может быть интерес к определенной теме, факту т.д. «Первоклассник, например, любить читать, писать, рисовать, лепить – это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т.п.). В данном случае присутствует только один компонент – эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятельности – предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес» [34, c. 111].

3. Интерес к познанию сущности. Человек с такой движущей силой старается понять суть процессов, явлений. Он наслаждается процессом и результатами познания. Интерес на этом этапе, как правило, становится устойчивым. «При наличии устойчивого интереса знания усваиваются основательно и прочно» [187, c. 39].

Устойчивый интерес со временем меняется более сильной движущей силой – желанием. Оно тоже имеет этапы: желание понравиться учителю; желание быть ударником или отличником учебы; желание быть образованным человеком; желание принести пользу другим людям; желание быть хорошим человеком и т.д.

Желание заменяется стремлением. Одним из высших уровней этой движущей силы является стремление к совершенству. Но даже этот уровень – не предел. Самой лучшей движущей силой педагогического процесса, на наш взгляд, можно считать стремление сделать всех людей совершенными, воспитанными, счастливыми. Такой человек даже своей жизни не жалеет для реализации этой цели. Примером тому является Урал батыр – сказочный герой из одноименного башкирского эпоса. Он, достав в ожесточенной борьбе живую воду, несмотря на то, что сам находился в предсмертном состоянии, не пьет ее, а дарит народу, после чего народ, родина действительно оживают.

Рассматривая этапы отдельных движущих сил, мы убедились в том, что многие новые движущие силы, возникнув на основе предыдущих, через определенное время становятся самостоятельными. При этом некоторые прежние движущие силы: а) либо умирают; б) либо продолжают жить совместно с новыми, то в согласии, то в противоречии друг с другом.

Так взаимодействуют движущие силы ПП. Одна движущая сила ослабляет или усиливает другую. Например, если у человека имеется сильный интерес к чему-либо, то у него одновременно будет и стремление познать его. Желание поступить в вуз одновременно может существовать с желанием хорошо учиться. Желание стать хорошим человеком может сочетаться с желанием бросить курение и т.д.

Поэтапность движущих сил просматривается и тогда, когда начинаешь изучать особенности тех или иных возрастов. Человек рождается с задатками – предпосылками для возникновения движущих сил педагогического процесса. Маленький ребенок любопытством смотрит на окружающих. Его интересует все, особенно яркие предметы. Он их изучает, ломает. Любопытство усиливается особенно тогда, когда он начинает говорить. Ребенок заваливает взрослых вопросами. «Почему? Где? Когда?» - такими словами начинается почти каждое его предложение. У него появляются многочисленные желания. Однако они у него кратковременны, эпизодичны. Изучаемый объект его быстро надоедает. Но любопытство не исчезает. Он свое внимание переключает на другой предмет. У него нет стремления. Поэтому трудно согласиться с мнениями всемирно известных педагогов и психологов К.Д. Ушинского, А. Маслоу. «Ушинский исходил из того, что стремление к деятельности – врожденное свойство человека» [178, c.139]. «Стремление человека к самосовершенствованию Маслоу А. считал врожденным» [128, с. 199]. Стремление формируется с помощью воспитания.

В младшем школьном возрасте преобладает такая движущая сила, как интерес к отдельному аспекту предмета, явления. «Первое время первоклассников привлекает больше всего внешняя сторона учения. «Что тебе больше всего понравилось в школе?» - спрашиваем малышей. – «Мне очень понравился класс». – «А мне учебники. Они очень красивые, там картинки». – «Интересно, что мы пишем в тетрадях». – «Нравится, что учительница учит». Постепенно учащихся начинает увлекать само содержание учебной деятельности. Дети с удовольствием пишут, считают» [18, c. 47].

На этом этапе и желания направлены на отдельные аспекты и не являются общественно-значимыми. Желание избежать плохой отметки; выглядеть лучшим и т.д. «Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя», - пишет А.К. Маркова и др. [111, c. 45]. Появляется намерение как движущая сила ПП. «Роль таких намерений особенно ярко проявляется в том случае, когда нет интереса, а материал трудный» [34, c.105]. Появляются стремления. Однако они еще не устойчивы и в основном направлены на отдельные аспекты деятельности ими изучаемого объекта. Например, у некоторых учеников появляется стремление стать отличником, ударником учебы. Стремление к математике, истории и т.д. Однако «Г.И. Щукина считает, что интерес к познанию существенного также не характерен для младшего школьника» [34, c. 109]. «Интерес к познанию существенного… начинает проявляться только у младших подростков» [34, с.109]. «В подростковом возрасте… характерен интерес к способам приобретения знаний… Наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. …Усиливаются мотивы поиска контактов и сотрудничества с другим человеком» [111, c. 46-47].

В подростковом возрасте движущей силой часто является стремление быть взрослым, что заставляет его наблюдать за взрослыми и подражать им. Желания становятся более реальными. Например, он желает, чтобы на него обратили внимание, желает стать патриотом, полезным, сильным, самостоятельным. Однако его интересы, желания, стремления все еще не устойчивы. Они часто меняются.

В старшем школьном возрасте движущие силы педагогического процесса становятся более устойчивыми, осознанными, социально значимыми. У старшеклассников появляется стремление к совершенству, для чего он много читает, критически относится к своим недостаткам и т.д.

С завершением учебы процесс возникновения, развития, формирования движущей силы ПП не кончается. Он продолжается всю жизнь. «Совершенству нет конца» гласит русская пословица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: