Функции теории

Теория обеспечивает функцию языка, с помощью которого описываются психологические феномены. Каждая теория включает в себя концепции, для описания которых используется уникальный язык. Различные теории одну и ту же психическую реальность описывают различным языком. Уникальность языка может маскировать общие элементы теорий. Например, концепция условий оценки в личностно-центрированном консультировании подобна концепции Super-ego в психоанализе. Состояние иммобильности, связанное с трудностью принятия решения и осуществления сознательного выбора, многими теориями описывается различным языком: в психоанализе – это состояние недостаточной осознанности и неразрешенного конфликта, в экзистенционально-гуманистическом подходе – это состояние расщепленности и тупика, приверженцы транзактного анализа говорят о пересекающихся транзакциях и привычных «играх, в которые мы играем». Практика консультирования как правило находится и должна находиться в соответствии с теоретическим языком. Поэтому психолог обязан понимать, на каком теоретическом языке он изъясняется с клиентом. Он должен осознавать переходы с одного теоретического языка на другой, если он придерживается эклектической ориентации в консультативной практике. При оказании психологической помощи важно, чтобы язык теории помогал эффективному консультативному контакту между психологом и клиентом. Консультанты в различной мере разделяют свой теоретический язык с клиентами. В некотором смысле язык консультанта передается клиентам, в результате клиенты могут более действенно помогать самим себе по окончании консультирования. Язык консультирования должен быть языком помощи самому себе.

Теория также выступает как набор гипотез исследования. Теория обеспечивает психологов структурами, в рамках которых можно создавать гипотезы-прогнозы, т.е. консультанты, психотерапевты являются исследователями-практиками. Клиенты также являются исследователями-практиками, когда пытаются предсказать, какой образ жизни окажется наиболее эффективным [23].

Протекание консультативного процесса (процесса оказания психологической помощи) зависит от психолога и от клиента, от характера применяемых психологом воздействий, от того насколько он эффективно их использует, а также от контекстных переменных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: