Пятишаговая модель интервью

Большинство методов консультирования и психотерапии может быть концептуализировано с помощью пятишаговой модели интервью.

Пятишаговая модель интервью четко разграничивает проблему, которая должна быть разрешена, определяет возможные подходы к решению и устанавливает баланс позитивных и негативных последствий решения.

Таблица 3. Пятишаговая модель интервью[4]

Определение стадии Функции и цели стадии Культурные и индивидуальные проблемы
1. Взаимопонимание /структурирование. «Привет!» Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирования может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего. С некоторыми личностями или с некоторыми социально-культурными слоями процесс достижения взаимопонимания может стать довольно длительным. Методы рапорта варьируются в зависимости от индивидуальных или культурных особенностей.
2. Сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?» Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задает направление беседе. Необходимо четко уяснить позитивные возможности клиента. Не все клиенты воспринимают тщательное вычленение проблемы, типичное для психологов, ориентированных на средний класс. Однако, после того, как цели клиента четко поняты, следует вернуться к определению проблемы.
3. Желаемый результат. К чему хочет прийти клиент? «Чего Вы хотите добиться?» Определите идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информирует психолога о том, что именно хочет клиент). Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. Если проблема ясна и конкретна, рекомендации могут быть даны немедленно. Некоторые социально-культурные группы или отдельные индивиды предпочитают начинать прямо сейчас.
4. Выработка альтернативных решений. «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. Очень важно учитывать индивидуальные и культурные различия при выработке вариантов решений. То, что является «правильным» решением с вашей точки зрения, может оказаться неприемлемым для другого. С некоторыми группами предпочтителен директивный стиль рекомендаций.
5. Обобщение. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?» Способствовать изменению мыслей, действий и чувств в повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях. Степень обобщения сильно зависит от того, насколько полно вы учитывали индивидуальные и культурные различия на разных стадиях интервью.

Пятишаговая модель интервью применяется как технология принятия решения. Наиболее эффективным стилем принятия решения считается сбалансированный стиль. Сбалансированный стиль предполагает поиск и обсуждение альтернативных путей, решение принимается при соответствующем эмоциональном настрое. Развить в процессе принятия решения сензитивность и эмпатию помогает сбалансированная таблица.

Таблица. Сбалансированная таблица

Альтернативы
Выгоды Потери
Материальные выгоды для меня Материальные потери для меня
Материальные выгоды для других Материальные потери для других
Выгоды в самоуважении Потери в самоуважении
Одобрение других Неодобрение других

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: