double arrow

Культурно-продуктивная личность – всеобъемлющая цель оказания психологической помощи.

В основе многих концепций психологии и психотерапии лежит тема развития «продуктивности».

Культурно-продуктивную личность можно описать следующим образом: личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способен вырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации и подходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения. Продуктивный, гармоничный индивид не связывает себя одним шаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели [2].

Продуктивное существование происходит в контексте культуры. Опыт культуры и осознанности дают человеку три возможности:

1. Возможность находить максимально большое число вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры.

Общей проблемой всех направлений психологии является неспособность человека творчески и осознанно вести себя в жизненных ситуациях, т.е. проблемой многих клиентов является состояние «иммобильности» – неспособности действовать осознанно и решать проблемы.

Таким образом, основной и всеобъемлющей целью оказания психологической помощи является воспитание гибкости поведения, умения находить новые стратегии поведения, по-новому мыслить.

2. Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры.

Для большей эффективности своей работы психолог должен осознавать тот факт, что для клиентов различного культурного уровня и различной социальной принадлежности требуются различные манеры и стили общения. Психологу требуется размышлять, анализировать и выбирать уместные подходы и методы.

Цель, процесс, стиль и техники психологической помощи должны соответствовать индивидуальным и культурным особенностям клиента.

3. Способность формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.

Клиент должен найти новые способы поведения, но этот поиск и выбор нового поведения клиент должен реализовать через поступок, т.е. это должен быть самостоятельный, осознанный, ответственный выбор.

Психолог со своей стороны должен помочь клиенту поставить ясные достижимые цели, подводя его к четким оценкам и выполнению принятого решения.

Таким образом, продуктивность ориентирована на индивидуальную свободу личности [2; 23].

3.5. Деонтологические проблемы в работе помогающего специалиста (консультанта, психокорректора, психотерапевта) [3].

Деонтология изучает нравственное профессиональное поведение. Деятельность практического психолога, психотерапевта связана с оказанием психологической помощи.

Психотерапевтическая сессия носит характер непосредственного межличностного общения. Психолог, хочет он того или нет, затрагивает смысловую сферу человека, его убеждения, ценности, верования. Вред, наносимый психологическим вмешательством в ценности и убеждения конкретного клиента, трудно увидеть со стороны. Он может заключаться во внедрении убеждений, стереотипов поведения и образа жизни несвойственного отечественным традициям и неосознаваемой личностной идентичности данного конкретного человека. Р. Мэй указывает на опасную тенденцию использовать психологию в поддержку существующего низкого уровня социальной морали современного исторического периода [21]. Веселова Е.К. обращает внимание, что это может привести к направленности психотерапевтических или консультативных техник в сторону деформации личности путем ее адаптирования к нравственно больному обществу [7]. Менталитет русского человека корнями уходит в христианскую этическую систему. Для попечения больных и страждущих в восточном христианстве характерны принципы всеобщности и свободы – «все помогают всем». Такая позиция опирается на заповедь христианства – «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Принцип свободы состоит в том, что только такая помощь ценится, которая подается с чистотой побуждений, от полноты сердца – во имя Христа, без ожидания вознаграждения со стороны получающего помощь ни в ближайшем, ни в будущем времени. Помощь оказывается не из требований холодного закона, принятого обычая, а из искреннего человеческого участия по велению христианской любви.

Отношения людей к помощи и участие их в этой помощи зависит от морального состояния общества и от ведущей этической модели взаимоотношений между людьми в данном обществе. Ситуацию в обществе, когда «все помогают всем», можно считать признаком здоровья этого общества [7].

В настоящее время идут процессы профессионализации помощи, развитие психологического консультирования и психотерапии. Это связано с серьезными социальными изменениями, когда общество не может соответствовать позиции «все помогают всем». Многие исследователи: М.А. Гулина, Р. Нельсон-Джонс, Л. Бреммер, Е.К. Веселова подчеркивают важность осознания консультантом той психологической парадигмы, в которой он осуществляет помощь. Так как ценности, оказывающего помощь, транслируются (осознанно или неосознанно) клиенту в процессе психологического взаимодействия.

Наиболее существенный блок проблем связан с личностью самого специалиста, с уровнем его личной нравственности, моральной надежности, с возможным эмоциональным выгоранием, с возникновением профессиональных деформаций в моральной сфере личности [29].

В системе регуляции деятельности профессионала существенную роль играют этические принципы. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психотерапевт. И.Г.Малкина-Пых отмечает, что в нашей стране пока нет достаточно авторитетного сообщества, которое может выполнять такие функции. Консультационная практика непрофессионалов, а также игнорирование этических норм отдельными психологами во многом дискредитируют имидж психотерапевта в нашей стране.

Особой проблемой является то, что права клиента не защищены законодательно. Полностью отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав обоих участников психотерапевтического процесса. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм, хотя они и носят лишь рекомендательный характер. Ниже будут описаны наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе.

I. Ответственность. Психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии работа должна строиться на основе учета интересов клиента. Важно правильно понимать эти интересы. Например, клиент может развивать позитивный трансфер и требовать, заботы и утешения. Если трансфер не прорабатывается и консультант не понимает истинной природы чувств и потребностей клиента, трудно ожидать продвижения в психотерапии.

Клиент будет получать лишь частичное удовлетворение своих инфантильных потребностей.

Возможна другая ситуация: клиент сопротивляется (молчит или, напротив, имитирует работу). Тогда психотерапевтическая фрустрация будет соответствовать правилу абстиненции и окажется адекватной и обоснованной. Однако не вся ответственность возлагается на психотерапевта. С самого начала клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть прежде всего от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта.

Специального рассмотрения требует когнитивная ответственность. Под этой нормой понимается, что психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Например, установление точного психиатрического диагноза и коррекционная работа на его основе требуют участия психиатра. Будучи специалистом в определенной области, психотерапевт должен осуществлять квалифицированные действия на основе профессиональной подготовки.

Начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала. Первый шаг к профессионализму – сознание своих пределов.

Как правило, психотерапевты имеют сертификат, удостоверяющий их право на практику. Специализация в психотерапии предполагает наличие знаний в области общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской психологии, патопсихологии, психодиагностики и т.п. Помимо теоретической подготовки, от психотерапевта требуются специальные навыки и умения. Наконец, он должен обладать определенными личностными характеристиками. Прежде всего психотерапевт должен осознавать и уметь решать собственные проблемы, т.к. они провоцируют ошибки в работе. Если психотерапевт компенсирует свои проблемы, он оказывается закрытым для понимания клиента и попадает в ловушку контртрансфера. Например, консультант, не, имеющий раннего опыта принятия, все время ждет признания и с удовольствием будет участвовать в игре «замечательный доктор». Психотерапевт является моделью для клиента, и поэтому его состояние во многом определяет существо происходящих изменений.

Психологу важно развивать умение понимать и удовлетворять адекватным способом свои глубинные потребности.

2. Конфиденциальность является вторым важным принципом в работе психотерапевта. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. При этом следует учитывать позицию и статус психотерапевта та в системе профессиональной коммуникации. Он не должен предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу. Не следует говорить о содержании работы и родителям, даже если они явились инициаторами обращения ребенка за помощью. Прежде всего психотерапевт отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Среди прочих факторов соблюдение этого принципа вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших терапевтических отношений.

В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психотерапевт примет меры для ее предотвращения. Это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психотерапевт не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве или побеге ребенка из дому. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, прежде всего с супервизором, также сообщается на начальной стадии работы. Особого рассмотрения требует соблюдение конфиденциальности при работе в группе. Психотерапевт отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки.

3. Отношение к клиенту должно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя. Парадоксальность этой ситуации состоит в том, что только приняв себя, человек способен изменяться психотерапевта состоит не в оценке тяжести греха, не в оправдании клиента, не в даче советов, а в помощи личностному росту. При этом за клиентом остается право выбора и характеристик психотерапии.

Психотерапевт и как человек, и как профессионал, и как гражданин имеет свои ценности и идеалы. Но, даже будучи убежденным в общечеловеческой значимости своих ценностей, не обращает в свою веру, не манипулирует мнениями и установками клиента. Психотерапевт не обучает и не указывает «праведного пути», хотя каждое направление строится на целостном мировоззрении, на специфическом понимании путей развития личности и имеет свой идеал здорового функционирования.

Сформированные убеждения служат ориентиром в работе, на них основаны техники. Но от психотерапевта требуется не идеологизация, а помощь в личностном росте, в приобретении навыков быть самостоятельным и самостоятельно принимать решения. Поэтому неэтичными, непрофессиональными и неэффективными являются советы и манипуляции. Главное, к чему стремится психотерапевт, — чтобы клиент сам принимал на себя ответственность за свои потребности и поведение.

Контрольные вопросы.

1. Дайте характеристику понятия «консультативная практика».

2. Охарактеризуйте основные функции теории.

3. Укажите основные теоретические ориентации помогающего специалиста (консультанта, психотерапевта).

4. Дайте характеристику понятия «культурно-продуктивная личность».

5. Перечислите и охарактеризуйте основные этические принципы помогающего специалиста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: