Человек, компетентный в общении, знает, что внутренние мысли и эмоции говорят языком внешним: каждому «душевному движению» соответствует особое внешнее поведение; и они всегда в паре у одного и того же человека. Это могут быть позы тела, покачивания, подергивания, перенос тяжести тела, наклон головы, движения плеч, жестикуляция.
Обычно нас не учат замечать эти изменения. И поэтому мы не реагируем на внешние сигналы партнера, если они недостаточно сильны и выразительны. К тому же мы можем неправильно интерпретировать некоторые явные изменения: сжатые челюсти, вспышки краски на лице, скрещенные руки. И за всем этим можем не заметить более тонких изменений: в окраске кожи, в тонусе мышц, в скорости дыхания, в минутном дрожании нижней губы. Эти тонкие бессознательные видимые реакции специалисты НЛП делят на четыре группы: изменения цвета кожи, моментальные изменения мускулов, изменения нижней губы, изменения в дыхании.
Бессознательные видимые реакции очень ценны, так как они неподвластны сознательному контролю человека и поэтому содержат истинную и неискаженную информацию. Эти тонкие изменения трудно заметить без должной тренировки.
Обучаясь умению наблюдать, т.е. сенсорной остроте, необходимо освоить три шага: 1) – фиксацию изменений в поведении человека; 2) – различение паттернов изменений; 3) – калибровку.
Осваивая первый шаг – обучаясь фиксации изменений в поведении партнера по общению, необходимо помнить основное правило: «Остановиться, посмотреть, послушать, включить свою интуицию, но не спешить с интерпретацией».
Второй шаг – различение паттернов, то есть повторяющихся моментов в поведении человека. Посмотрите внимательно на того, кто нервничает. Одни переминаются с ноги на ногу, настораживают слух, бледнеют. Другие стремительно расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. И так бывает всякий раз в минуты нервных переживаний. Такие повторяющиеся специфические изменения в позе тела, движениях головы, рук, ног, в мускулах и окраске лица, в ритме дыхания, темпе и тембре голоса и называют паттернами.
Третий шаг – калибровка. Калибровка – процесс, посредством которого мы настраиваем себя замечать невербальные сигналы, которые отражают определенные состояния в человеке или в группе людей.
Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, т.е. способности замечать изменения, даже самые незначительные, в таких элементах, как:
· положение тела;
· жесты;
· выражение лица;
· движение глаз;
· цвет кожи;
· дыхание;
· громкость голоса;
· темп речи.
Сенсорная чувствительность имеет большое значение. 50% информации дает язык тела, 38% информации составляют голосовые характеристики. Доля содержания сообщения – 7%.
Точная калибровка включает способность переключаться с одной точки зрения, т.е.:
· знание того, что происходит с тобой;
· наблюдение со стороны, что происходит между психологом и клиентом;
· полное отождествление себя с другим человеком. Чтобы почувствовать свое внутреннее состояние полезно задавать внутренние вопросы, которые помогут определить, что мы общаемся эффективно:
- Как я узнаю, что этот человек меня понимает и по-прежнему заинтересован в разговоре?
- В каком внутреннем состоянии находится этот человек?
- Как я узнаю, что этот человек сотрудничает со мной в решении этой проблемы?
Предикаты (содержание речи) – ключи доступа к репрезентативной системе. Это глаголы, наречия, прилагательные, которыми мы пользуемся при общении друг с другом. Мы собираем информацию о том, как говорящий воспринимает и организует свой опыт.
Примеры специфических предикатов:
· визуальные – я вижу, сейчас, я не могу представить себе все это, оглядываясь назад, видеть смысл в этом, многократный опыт;
· аудиальные – это звучит правильно, я хочу, чтобы ты сказал свое мнение, что-то мне подсказывает, я тебя слушаю;
· кинестетические – я «не врубаюсь» в проблему, могут держать руку на пульсе, у меня есть твердое понятие, с ним тепло и уютно, «ободрать» с но до головы;
· обонятельные и вкусовые – неприятный вкус, сладкое воспоминание, запах удачи.
Некоторые предикаты могут иметь несколько значений сенсорных систем. Например, бархатный звук – аудиальная, кинестетическая.
Существуют дигитальные (неопределенные) предикаты, которые не обозначают сенсорных систем (знать, понимать, помнить, осознавать, считать).