Цель: исследование того, какие действия являются неэффективными в процессе слушания.
Методика, все участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Один из членов пары назначается «слушателем», а другой — «рассказчиком». Всем «слушателям» выдаются инструкции с описанием действий, которые являются неэффективными в процессе слушания, и в течение нескольких последующих минут их просят вести себя в соответствии с тем, как ведут себя «неэффективные слушатели».
Далее «рассказчик» начинает разговаривать со своим партнером на одну или несколько из следующих тем:
· обстоятельства, являющиеся для меня источниками стресса;
· самое счастливое время в моей жизни;
· мои интересы и хобби.
В то время как задача «рассказчика» заключается в том, чтобы рассказывать, задача «слушателя» состоит в том, чтобы, выполняя все описанные в инструкции действия, в то же самое время слушать другого человека. Участники выполняют задание в течение 10 минут, после чего меняются ролями и работают еще в течение 10 минут. На этот раз «слушатель» рассказывает, а «рассказчик» слушает, действуя так, как действует «неэффективный слушатель».
По прошествии вторых 10 минут все участники садятся в общий круг, и тренер инициирует обсуждение, посвященное эмоциональным переживаниям членов группы, бывших в роли «рассказчиков».
Действия, мешающие (не способствующие, препятствующие) процессу слушания
В ходе данного упражнения вам потребуется выполнять действия, многие из которых противоположны описанным Иганом действиям, ассоциируемым с эффективным слушанием (см. упражнение 1). То есть, выполняя это упражнение:
• не садитесь лицом к человеку, которого вы слушаете;
• не сохраняйте открытую позу;
• не наклоняйтесь немного вперед к своему собеседнику;
• не поддерживайте зрительный контакт.