Прояснение проблем

Цель: исследование процесса прояснения проблем клиента.

Методика: в ходе выполнения предыдущего упражнения мы выяснили, что I этапом работы с проблемой является ее прояснение. В консультировании нередко возникает ситуация неэффективного поиска решения проблемы в связи с недостаточно четким ее определением и формулированием.

Все участники разбиваются на пары. Задача одного из них заключается в том, чтобы провести обсуждение какой-либо проблемы партнера, которая была бы связана с его профессиональной деятельностью или семейными отношениями. В ходе такого обсуждения могут быть задействованы следующие стратегии.

· «Слушатель» оказывает «рассказчику» поддержку, необходимую для того, чтобы он в общих чертах описал «проблемную область».

· Далее «слушатель» предлагает «рассказчику» подытожить все сказанное и в одном предложении изложить всю проблему.

· Затем «слушатель» спрашивает, есть ли у «рассказчика» какие-либо смежные проблемы.

Пройдя через все вышеописанные этапы работы, работающие в парах участники могут прояснить конкретную проблему и упростить ее до вполне решаемого вопроса. Конечно, эта техника подходит не для всех возникающих в жизни ситуаций, но многие личностные и эмоциональные проблемы могут быть решены подобным образом.

По прошествии 10 минут происходит обмен ролями в парах, «слушатели» становятся «исследователями» и занимаются прорабатыванием вышеописанных этапов. Спустя 10 минут все участники вновь образуют общий круг, и тренер, выступая в качестве фасилитатора, проводит обсуждение, касающееся темы прояснения проблем, уделяя при этом особое внимание следующим моментам:

· оказание клиенту поддержки, необходимой для того, чтобы он рассказал о предпосылках появления проблемы;

· проведение фасилитации, направленной на то, чтобы клиент изложил всю проблему в одном предложении;

· оказание клиенту помощи, необходимой для того, чтобы он наметил цели на будущее;

· совместное с клиентами обсуждение стратегий решения проблем;

· оценка эффективности использованной стратегии решения проблемы.

10.5. Разработка плана решения проблемы

Цель: определение этапов планирования решения проблем.

Методика: одной из составляющих процесса решения проблемы является выработка плана действий, включающего три этапа:

· прояснение проблемы;

· определение путей решения;

· постановка целей.

Для выполнения данного упражнения все участники разбиваются на небольшие подгруппы, состоящие из 4-5 человек. Задача заключается в том, чтобы, работая в малых группах, определить, какими навыками должен владеть консультант, чтобы помогать клиентам разрабатывать план решения проблемы. Кроме того, они должны определить трудности, сопряженные с подобным планированием, и найти ответы на следующие вопросы.

· Каким образом можно помочь клиенту прояснить имеющиеся у него проблемы?

· Как помочь клиенту определить спектр возможных решений проблемы?

· Каким образом формулировать цели? В данном случае необходимо, чтобы цель описывалась в виде одного действия или одного компонента желаемого изменения.

По прошествии 15 минут вновь образуется общий круг. Тренер получает от членов группы обратную связь, обсуждая сделанные ими выводы.

10.6. Реализация плана действий

Цель: определение роли консультанта в тот момент, когда клиент реализует разработанный план решения проблемы.

Методика: действие, происходящее при реализации стратегий решения проблемы, зачастую развивается в некотором отдалении от отношений консультант—клиент. При разработке плана консультант выступает в роли помощника клиента. Но вот реализовывать данный план и меняться должен сам клиент.

Все участники разбиваются на пары и, работая в парах, отвечают на вопрос: какова роль консультанта при реализации клиентом плана решения проблемы?

Особое внимание должно быть уделено следующим моментам:

· консультанту следует стремиться к сохранению низкого профиля;

· консультант не должен пытаться занять одну из «родительских» позиций;

· консультант должен оказывать поддержку клиенту;

· быть доступным;

· каким-то образом реагировать на происходящие изменения.

После 10 минут работы в, парах участники вновь образуют общий круг. Тренер инициирует обсуждение, посвященное поддерживающей роли консультанта в рамках терапевтических отношений. Кроме того, можно рассмотреть и обсудить тему завершения отношений консультант—клиент и, соответственно, проблем, которые могут возникнуть на этом деликатном этапе работы. В данном случае особое внимание должно быть уделено следующим моментам:

· способы завершения отношений;

· кто должен их завершать;

· как попрощаться;

· следует ли поддерживать отношения с бывшими клиентами;

· отделение;

· зависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: