Психологический анамнез

Консультант может разобраться в причинах возникнове­ния у клиента проблем только в контексте достаточно пол­ной информации о нем. Эта информация и составляет психо­логический анамнез. Однако невозможно собрать всю нуж­ную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важ­но не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и дру­гих средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистен­циальной ориентации больше исследуют современную жиз­ненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

1. Демографическая информация:

— возраст клиента;

— семейное положение;

— профессия;

— образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения:

— возникновение, развитие и продолжительность затруд­нений;

— события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

— возраст, в котором возникли проблемы;

— изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического со­стояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

— непосредственная причина обращения клиента;

— предшествующие попытки разрешения проблем (само­стоятельно или с помощью других специалистов) и резуль­таты;

— употребление лекарств;

— семейный анамнез (особенно психические болезни, ал­коголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

— раннее детство (обстоятельства и очередность рожде­ния, основные воспитатели, отношения в семье);

— дошкольный период (рождение братьев и сестер, дру­гие значительные события в семье, первые воспоминания);

— младший школьный возраст (успехи и неудачи в уче­бе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отноше­ния в семье);

— отрочество и юность (отношения с ровесниками, ли­цами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

— взрослый возраст (социальные отношения, удовлетво­ренность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких лю­дей, возрастные изменения, употребление алкоголя, нарко­тиков, психологические и экзистенциальные кризисы, пла­ны на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубле­ния проблем, что облегчает ориентацию в ходе консульти­рования.

Как известно, А. Аdler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она не­достаточно освещена. Важность очередности рождения связа­на с очень ранним формированием основных установок лич­ности.

Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определен­ной эмоциональной стабильности. К ответственности перве­нец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частно­сти, присматривать за младшими братьями и сестрами. Стар­шему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. По­этому старший ребенок склонен к порядку, любит стабиль­ность и предрасположен к консерватизму.

Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он стал­кивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его по­зади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.

Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоян­ное потворство окружающих.

Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много соци­альных контактов, но одновременно незначительный соци­альный опыт общежития. Единственный ребенок избало­ван, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не про­исходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формирова­нии личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество фак­торов.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологи­ческого анамнеза, предполагающий многоуровневую ин­формацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

— информации о его социальном поведении;

— информации по данным самооценки;

— информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;

— информации о бессознательном (учет тематики, кото­рая постоянно избегается);

— информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

1. Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

2. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

3. Консультанты во время беседы фиксируют разные ас­пекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о кли­енте.

4. Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиен­тов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится жела­емое и не замечается нежелательное. Такова реальная опас­ность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уни­кальность каждого клиента, и беседа станет похожей на ан­кетирование или тестирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: