Как преодолеть тревогу и напряжение

Большинство начинающих консультантов встречают сво­их клиентов с амбивалентными чувствами. Их источник — вопросы, которые встают перед консультантом и отсутствие определенных ответов:

· Что я скажу клиенту?

· Как следует разговаривать с клиентом?

· Способен ли я помочь?

· Способен ли я понять, о чем говорит клиент?

· Что случится, если я ошибусь?

· Что клиент думает обо мне?

· Заметит ли клиент мою неопытность и как прореаги­рует на нее?

· Придет ли он в следующий раз?

Все приведенные вопросы вызывают тревогу и напря­жение. Вообще озадаченность совершенно естественна, по­скольку консультант действительно сталкивается с самыми разными людьми — различных профессий и социальных слоев, разного возраста, наконец, очень несхожими по ха­рактеру. Одни клиенты старше, чем консультант, и имеют более богатый жизненный опыт, другие более образован­ны, и это может вызвать у консультанта неуверенность в своих силах.

В большинстве случаев возникающую в подобных ситу­ациях тревогу следует воспринимать как естественную. Не­который уровень тревоги указывает на осознание профес­сиональной ответственности, а также понимание непредс­казуемости процесса консультирования. Смелость кон­сультанта в том и состоит, чтобы он не отбрасывал, не вытеснял возникающую тревогу, а вобрал ее в себя, обо­значил и принял. Неуверенность в себе в таком серьезном, сложном и ответственном занятии, как психологическое консультирование, вполне нормальна — не сомневаются лишь надменные глупцы, но этим они и опасны. Тревога из-за вышеупомянутых вопросов уменьшится, если кон­сультант перестанет заранее оценивать и причислять себя — а тем самым и клиента — к некоей категории. Истинные ответы на вопросы предоставляет искренняя заинтересо­ванность в каждом клиенте как неповторимом человеке. Иногда тревога и напряжение возникают лишь в конкрет­ные моменты консультирования, при столкновении с оп­ределенными клиентами или проблемами. В таких случаях важно полностью выяснить, какие именно ситуации или проблемы представляют угрозу, и свою практику, по крайней мере вначале, строить так, чтобы меньше сталки­ваться с источниками напряжения. Полезно также совето­ваться с более опытными коллегами, обсудить свои про­блемы в группах профессионалов. Тогда профессиональ­ный диапазон расширится и консультант не "сгорит" на работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: