Стремитесь к совершенству, но учитывайте свою ограниченность

Мы уже немного говорили о нереальных устремлениях начинающего консультанта в связи с целями консультиро­вания. Выдвижение неосуществимых целей сильно обуслов­лено стремлением к совершенству. Однако, если консультант затратит много энергии на создание образа совершенного специалиста, останется ли у него энергия для реальной ра­боты с клиентами? Ошибки допускают и начинающие, и опытные консультанты. Суть не в ошибках, а в достижимос­ти целей работы. Если ставить слишком высокие цели (на­пример, окончательно разрешить все проблемы), они только будут подавлять консультанта и не позволят полноценно жить зараженному бациллой перфекционизма клиенту. При выдвижении реалистичных целей мы, может быть, не дос­тигнем особых результатов, зато избежим ненужной фрустрации, гоняясь за миражем. Наконец, желание в совершен­стве исполнять роль консультанта препятствует непринуж­денности и спонтанности, которые делают консультативный контакт естественным. Вместо жажды совершенства следует стремиться к мастерству. Стать мастером в своей профессии гораздо достойнее, чем стремиться к иллюзорному совер­шенству.

Отдельный человек не только не может претендовать на совершенство, но по-своему ограничен. В контексте кон­сультирования это означает, что нельзя надеяться на успех с каждым клиентом. Честно говоря, с некоторыми клиен­тами вообще невозможно работать. Да и не нужно. В реаль­ности существуют не абстрактные проблемы, а люди, име­ющие проблемы. И цель консультанта — не стать специали­стом по разрешению всех проблем, а помочь конкретному клиенту принять на себя ответственность за собственные проблемы. Не следует забывать, что какой бы ни была про­блема — неудачи в школе, алкоголизм или семейный кон­фликт, — понять ее можно только при анализе пережива­ний человека. Обязанность консультанта — понять клиента, а не найти ответы на вопросы, которые ставит перед кли­ентом жизнь.

Таким образом, консультант — это не властелин всех возможных ответов и решений, а только человек, желаю­щий и способный понять обращающегося к нему. Не надо забывать, что стремление помочь другому любой ценой, не­смотря на заманчивость, по своей мотивации скорее подо­зрительно. Такая гипермотивация мешает правильно воспри­нимать действительность и обусловливает то, что клиенты становятся для консультанта средством удовлетворения са­молюбия и достижения успеха, а не людьми, угнетенными проблемами, ищущими понимания и помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: