Не надейтесь на скорые результаты

В консультировании не следует ожидать быстрых резуль­татов. Чаще всего невозможно разрешить проблемы клиента за 1-2 встречи (хотя бывают исключения). Большинство на­чинающих консультантов переживает из-за отсутствия ско­роспелых плодов своей работы. Тем не менее консультанту необходимо умение ждать в условиях неопределенности, в том числе связанной с особенностями прогресса клиента. Очень редко динамику разрешения проблем можно сравнить с постепенно поднимающейся кверху прямой. Процесс улучшения скорее сравним с ломаной линией. Перед дости­жением стабильных, соответствующих ожиданиям клиента результатов его состояние, как правило, неоднократно ухудшается. Пока клиент приступит к самоанализу, сломает привычные способы самозащиты и откажется от ложных идентификаций, он переживет долгие мучительные часы безнадежности, дезорганизацию поведения с сопутствую­щими им тревогой, страхами, депрессией. Обычно клиент в такие моменты с сожалением говорит: "Я ведь гораздо луч­ше чувствовал себя перед приходом к вам, хотя мне каза­лось, что все очень плохо. Теперь я стал значительно более раним". Действительно, самоизменение — это трудный и бо­лезненный процесс. Клиент должен принять на себя ответ­ственность за разрешение своих проблем и быть готов к искупительным страданиям. Консультант обязан объяснить клиенту, что без этого невозможно достижение значитель­ных результатов.

Говоря о результатах консультирования, важно отметить, что подлинные результаты могут стать видны намного позже окончания консультирования, поскольку консультирование подразумевает не только ощутимый непосредственный эф­фект (он желателен), но и определенную "инвестицию" в будущее, в котором клиент сможет успешно реализовать свои изменившиеся установки.

Единственный путь обрести уверенность в себе как пре­успевающем консультанте — это иногда ставить под вопрос собственную эффективность, позволять себе испытывать бессилие и вообще периодически сомневаться в целесообраз­ности занятий консультированием и психотерапией. Когда консультант избавляется от постоянной озабоченности своей продуктивностью, он уделяет больше внимания как себе, так и клиентам.

Не "растворяйтесь" в проблемах клиентов

Большинство начинающих консультантов допускают ошибку, излишне заботясь о клиентах. Непомерная заботли­вость, как и гиперопека в детстве, обычно дают противопо­ложный желаемому результат. В консультировании специа­лист подвергается опасности "заболеть болезнью" клиента. Один из основных навыков консультанта — это умение максимально посвящать себя клиенту во время приема и сразу же "отключаться" после его ухода, чтобы клиент са­мостоятельно планировал свою жизнь между встречами. Преувеличенное стремление создать для клиента сценарий счастливой жизни (с помощью консультирования организо­вать "happy-end") заставляет вспомнить латинскую посло­вицу: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Не все действия консультанта, направленные якобы на благо кли­ента, в действительности оказывают пользу. Очень часто "увязание" в жизни клиента (иногда объяснимое сочувстви­ем и жалостью), попытки помочь ему, не считаясь со сред­ствами, снимают с клиента ответственность, а консультанта превращают в безответственного опекуна. Когда консультант чувствует себя слишком ответственным за жизнь клиентов с профессиональной, да и с чисто человеческой точки зре­ния, эта "ответственность" превращается в самую настоя­щую безответственность. Поэтому в подобных случаях кон­сультанту следует самому или с помощью коллег уточнить истоки своей "благотворительности", потому что его обя­занность не жалеть и опекать, а помочь клиенту найти и использовать собственные ресурсы. Говорят, что в любви особенно важно уважать самость партнера. В психологическом консультировании правомерен тот же принцип.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: