Будьте добросовестны по отношению к клиентам и к себе

Нередко консультант боится утратить уважение клиента, если скажет, что не способен помочь. Однако иногда при­знание своей ограниченности увеличивает уважение со сто­роны клиента. Быть добросовестным — значит иметь муже­ство признаться в незнании, когда действительно не знаешь. В таких случаях всегда существует возможность направить клиента к более опытному коллеге.

Для консультанта абсолютно недопустимо обманывать клиентов, "кормить" их нереальными обещаниями, однако столь же недопустим и самообман. Ложь не обязательно созна­тельна (сознательная ложь недопустима с позиций професси­ональной этики); обман может быть очень утонченным и нео­сознанным. Мотивом самообмана порой являются повышен­ная потребность создать продуктивный и терапевтически цен­ный консультативный контакт, стремление любой ценой увидеть хорошие результаты своей работы. Когда очень хочет­ся усмотреть положительные изменения личности или пове­дения клиента, становишься чрезмерно оптимистичным по отношению к реально появляющимся изменениям. Отсюда возникает самообман или видение хороших результатов там, где они отсутствуют, а также ложное объяснение собственных неудач внешними причинами (рационализация). Консультант иногда приписывает на свой счет изменения личности и сти­ля жизни клиентов, никак не связанных с консультировани­ем (например, спонтанный выход из депрессии при некото­рых психических заболеваниях).

Своим поведением консультант порой побуждает клиен­тов к самообману. Нередко клиент, потративший на разре­шение своих проблем много времени, энергии, а иногда и денег, начинает усматривать большой прогресс, хотя в дей­ствительности результаты только мнимые. Когда клиент с энтузиазмом утверждает, что он очень много получил от консультирования, многое изменил в себе и в своей жизни, трезво оценивающий ситуацию консультант обязательно должен попросить клиента конкретизировать успехи. Невоз­можность точно охарактеризовать достигнутые результаты и воображаемые изменения показывает действительное поло­жение и помогает клиенту честнее и реалистичнее рассмат­ривать происходящее на самом деле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: