Мерлин (1898 -). Ученик Басова, работал с ним в Петрограде. В 50-е гг. окончательно осел в Перми. Создал за 30 лет там серьезную научную школу – бренд интегральной индивидуальности. Понятие личность у него вторична. Ключевое – интегральная индивидуальность. С 1972 – системное изучение индивидуальности.
Интегральная индивидуальность – особый характер связи между всеми свойствами человека.. Как эти элементы между собой связаны. Он констатирует, что свойства относятся к разным уровням, и как связаны свойства на одном уровне и на разных. Свойства и связи интегральной индивидуальности складываются с индивидуальных свойств и характера связей между индивидуальными свойствами.
Выделяются 3 уровня интегральной индивидуальности:
1. низший – система интегральных свойств организма
· биохимические свойства
· общие соматические свойства
· нейродинамические свойства нервной системы
2. средний – система индивидуальных психических свойств
· психодинамические свойства темперамента
|
|
· психические свойства личности
3. высший – уровень социально-психологических индивидуальных свойств
· подсистема социальных ролей в группах
· социальных роли в больших исторических общностях
Мерлин говорит о личности как о субъекте активно вмешивающемся в свою жизнь, поэтому система интегральности – саморегулирующаяся система. Личность – саморазвивающаяся система.
Понятие индивидуального стиля деятельности. Это понятие кроме Мерлина связано с одним из ведущих учеников Мерлина Е.А. Климова. Климов в своей диссертации разрабатывал понятие индивидуального стиля деятельности.