С 20-х гг. XX века начинается новая отечественная психология.
В дореволюционной психологии разделялись те же тенденции, что и в других странах.
В начале 20-х гг. инициированная государством перестройка наук на основе марксизма. В 1922 году вышла статья Ленина «О значении воинствующего материализма». Единственно верное направление философии – материализм. Самым правильным течением материализма является марксизм – диалектический материализм.
Челпанов – основатель психологического института. Идея перестройки психологии на основе марксизма ему не нравилась (см. книгу «Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных научных представлений о душе»). Рассматривал диалектический материализм как близкий к спинозизму. То есть близость к монизму.
Челпанов после Революции говорит о том, что психология – наука эмпирическая, значит, не зависит ни от какой философии, в т.ч. от марксизма.
Корнилов после Революции собрал цитаты различных марксистов (не психологов) и провозгласил возникновение марксистской психологии. Корнилов начал писать на Челпанова доносы. В ноябре 1923 года Челпанова увольняют. Вслед за ним увольняются почти все остальные сотрудники. Корнилов становится начальником института. Начинает набирать новых сотрудников. На лаборантскую должность устраивается студент 5 курса А.Н. Леонтьев. Корнилов приглашает переехать студента Казанского университета А.Р. Лурия, окончив университет, стать учёным секретарём психологического института. Затем отправляет его вместо себя на конгресс неврологов. Там Лурия знакомится с Л.С. Выготским и связывается с Корниловым, чтобы тот пригласил его в институт. В 1924 году Выготский переезжает в Москву.
Доклад Корнилова "Психология и марксизм" на I Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) положил начало официально поддерживаемому процессу перестройки психологии на основе марксизма.
Развитие психотехники
Исаак Нафтулович Шпильрейн (1869-1937)
Соломно Григорьевич Геллерштейн (1896-1967)
В 1921 г. по указанию Ленина создан Центральный институт труда
Открываются многочисленные лаборатории и институты, занимающиеся психотехникой для разных ведомств.
Н.А. Бернштейн (1896-1966) выдвинул биомеханическую программу исследования движений в процессе труда. Эти исследования стали фундаментом концепции построения движений и физиологии активности.
Тенденция к отделению советской психотехники от зарубежных исследований. В статьях И.Н. Шпильрейна "О повороте в психотехнике" и " К вопросу о теории психотехники" (1931) противопоставление буржуазной и советской психотехники.
Образование и воспитание
Педология – новая наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребёнка.
В 1928 году выходит официальное положение "О проведении массовой практической работы по всестороннему изучению детства, разработанное совместно Наркомпросом и Наркомздравом РСФСР.
В 1928-1932 гг. выходил журнал "Педология" (отв. ред. А.Б. Залкинд).
Теоретическая работа
До 1922 г. действовало Московское Психологическое общество. Продолжались исследования в школе Г.И. Челпанова. в Московском психологическом институте.
С.В. Кравков – "Самонаблюдение" (1924), "Внушение. Очерк психологии и педагогики" (1924), "Очерк психологии" (1925).
В 1925-1929 гг. В.А. Вагнер (1849-1934) опубликовал "Этюды по сравнительной психологии".
В 1923 г. А.А. Ухтомский (1875-1942) выступил с учением доминанте.
В.Н. Ивановский – "Методологическое введение в науку и философию" (1923).
Активное распространение зарубежных трудов. Переводы снабжались обстоятельными вступительными статьями.
1922 г. – создание "Русского психоаналитического общества" (И.Д. Ермаков). Аналитические кружки в разных городах.
10-15 января 1923 г. в Москве проходил Первый Всероссийский съезд по психоневрологии. Председатель - А.П. Нечаев, почётный председатель – В.М. Бухтерев.
С 1928 г. стал выходить журнал "Психология, педология и психотехника"
Поведенческие концепции
М.Я. Басов (1892-1931) – идеи деятельности в психологии и представления о её структурности ("Общие основы педологии№, 1931)
П.П. Блонский (1884-1941) – "Реформа науки" (1920) – научная психология – есть наука о поведении.
Блонский – применение принципа развития к анализу психики. Теория памяти Блонского. Типы памяти сопоставляются с этапами её формирования в онтогенезе. Моторная память – эмоциональная память – образная память – логическая память.
Блонский сотрудничал с Крупской, занимал государственную должность в наркомате просвещения.
Никаких серьёзных репрессий после 1936 года в его адрес не было,
Рефлексология В.М. Бехтерева (1857-1927)
В 20-х гг. его ученик Н.М. Щелованов создаёт Отдел развития Института по изучению мозга.
"Коллективная рефлексология" Бехтерева (1921).
Рефлексологическая дискуссия в 1929 г. Критика Бехтерева.
Реактология К.Н. Корнилова (1879-1957)
Предмет изучения – реакции. Реакция состоит из внешнего воздействия, центрального (субъективного) компонента и ответного действия.
Психология сознания – тезис
Бихевиоризм – антитезис
Диалектический синтез – реактология (объективно изучаются начало и конец реакции и субъективно центральный компонент).
Однополюсная трата энергии. Если она тратится в центре – мышление, если на периферии – моторика. То есть между мышлением и моторикой реципрокные отношения.
Грузинская школа в психологии
Психология установки Д.Н. Узнадзе (1886-1950)
Создание Общества психологов Грузии (1927)