История возникновения психологии индивидуальных различий. Исследования Ф. Гальтона

Ф.Гальтон (1822-1911) – английский биолог, антрополог, выдающийся последователь Дарвина. В 1883 книга о психологии индивидуальных различий. Главный труд – «Наследственность таланта» (1869) → идея наследственности таланта и попытка обосновать ее с помощью статистического метода. Отрицая природное равенство людей в отношении умственных способностей, Гальтон утверждал, что способности наследуются так же, как физические признаки. Показателем талантливости является высокая репутация в общественной и профессиональной жизни. Аргументом, который доказывал наследственный характер таланта, служили случаи, когда более или менее знаменитые личности имели выдающихся родственников.

Всех людей этот товарищ делил по их природным способностям на классы, отделенные небольшими интервалами. Число людей в каждом классе неодинаково и подчиняется закону уклонения от средних величин Кетле, согласно которому частота уклонения от средней есть функция их величины.

Из того факта, что в настоящее время нет людей, равных Сократу или Фидию, Гальтон сделал вывод об ухудшении человеческой природы и видел средство ее улучшения в планомерном размножении даровитых людей, которое приведет к образованию новой человеческой формы. Эти мысли он развивает в специальную область — евгенику.

Он выделил наследственно обусловленные качества ума: энергия тела и духа, упорная выдержка и постоянство, врожденное влечение к науке, здоровье, независимость суждений. Был введен новый метод научного исследования — близнецовый метод.

От изучения таланта Гальтон перешел к измерению психических функций каждого человека с целью оценки его ума. Он ввел задачи (тесты) на измерение остроты ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), времени реакции, изобретая необходимые для этого приборы (свисток Гальтона для определения верхнего порога слуха, линейка Гальтона для определения глазомера и др.). Тестировались ассоциативные способности, воображение, скорость образования суждений. По результатам испытаний судили об индивидуальных различиях между людьми.

Гальтон считал, что тесты сенсорного различия могут служить средством оценки интеллекта, поскольку исходил из сенсуалистической установки и рассматривал органы чувств единственным источником знаний, дающих базу для действий интеллекта. В 1882 г. он основал антропометрическую лабораторию в Лондоне. Здесь за небольшую плату каждый человек мог подвергнуть испытанию свою сенсорную различительную чувствительность, моторные процессы.

Гальтон также пытался исследовать индивидуальные различия в области характера. Он высказывал идеи о связи психики и внешности человека, используя для этой цели методику составных портретов. Эти попытки не увенчались успехом.

По Гальтону, тестами потому можно измерять психические процессы, так как они, являясь функцией мозга и будучи обусловлены наследственно, обладают известным постоянством на протяжении всей жизни человека. В таком понимании и стала развиваться тестология. Ее важным направлением были статистические исследования, построенные на выявлении взаимосвязей показателей, полученных с помощью широкого диапазона тестов.

Итог: Гальтону можно приписать следующие заслуги:

Утверждение генетической основы индивидуальных различий между людьми;

Создание близнецового метода;

Создание различных опросников на выявление всего чего только можно выявить среди способностей человеческих;

Общая идея тестирования человеческих функций (дал дорогу тестологии)

К остальным представителям психологии индивидуальных различий можно отнести, помимо Гальтона, следующих товарищей:

Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945) → метод анализа корреляций – факторный анализ; разработка двухфакторной теории интеллекта, выделение фактора G, объясняющего сходство результатов одного испытуемого по всем интеллектуальным тестам.

Альфред Бине (1857-1911) → основатель психологии индивидуальных различий во Франции; экспериментальные исследования мышления (выводы схожи с Вюрцбургскими коллегами); создание «Метрической школы интеллектуального развития» совместно с врачом Симоном для исследования умственной одаренности детей от 3 до 12 лет.

Вильям Штерн → оформление дифференциальной психологии в самостоятельную область – главный труд « Дифференциальная психология и ее методические основы », 1900. Выделяет теоретическую экспериментальную психологию (изучение психической вариативности, степени ее выраженности, причин различий в уме, характере и т.д.) и прикладную экспериментальную психологию (психогностика как познание индивидуальных различий, прихотехника как воздействие на человека в соответствии с индивидуальными различиями). Ввел термин «психотехника». От Штерна в психотехнике пошел психоанализ. У нас Гельперин.

Александр Фёдорович Лазурский → полемика со Штерном; развитие идей об индивидуальной психологии как о характерологии => разработка метода естественного эксперимента.

Григорий Иванович Россолимо → количественный подход к исследованию структуры личности – метод психологических профилей



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: