Э.Титченер (1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией.
Ее задачи:
1)разложить душевное состояние на простейшие составные части;
2)найти законы соединения этих частей;
3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”).
В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства.
Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.
Образы - это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью.
Чувства - это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью.
Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления.
Еще вариант:
На рубеже XIX и XX веков структурализм был самой распространенной и значительной школой в США. Основатель – Титченер(1867-1927).
Биография:
Родился в Англии, получил психологическое образование в Оксфорде (1885). 1890 – первая степень магистра. Переехал в Лейпциг, продолжил психологическое образование под руководством Вундта. Занимался изучением бинокулярного зрения и временем реакции при познавательных процессах. 1892 переехал в США, где в Корнуэлльском университете создал научную школу – аналог школы Вундта в Лейпциге. Поэтому иногда Титченера называют американским Вундтом.
Структурная психология как противопоставление функционализму американской психологии.
Предмет: наука о непосредственном опыте.
Психология должна изучать структуру – материю сознания как совокупность отдельных элементов, далее не поддающихся анализу, совершенно простых по своей природе. Цель психологии:
1. анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на простейшие составные части
2. найти, каким образом соединены эти части, законы, управляющие их комбинацией.
3. привести эти законы в связь с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция: дает материал о собственно психологических фактах. В самоотчете должны оставаться только «чистое содержание сознания», только оно может быть воспринято интроспективно. Нельзя совершать «ошибки стимула»: “дорога неровная” = “давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым”. Данные интроспекции – это «общая сумма человеческого опыта, рассматриваемого в зависимости от переживающего субъекта». Интроспекция – наличие ясного (clear) переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения:
Интроспекция = психологическое
(ясное переживание ® отчет)
Наложил большое ограничение на интроспекцию – потребовал исключить значения из всех описаний сознания. Он понимал под сознанием не то, что открывается каждому человеку в самонаблюдении, а «экзистенциальный термин», т.е. психическую реальность. Т.о., заключения о данных сознания – значения, которые не существуют в виде наблюдаемых сенсорных процессов. Отсюда его психология позднее получила название экзистенциальной.
Требования к самонаблюдению:
§ исключить внешние влияния, создать хорошие условия
§ внимательно следить за ходом сознания
§ пытаться выразить явления сознания словами
§ не отвлекаться и внутренне проникнуться задачей
Непосредственному исследованию доступна только собственная душа ® невозможность исследовать психику животных, детей, больных, а также социально-психологические процессы.
Первичные элементы сознания:
1. ощущения – обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Составляют характерные элементы восприятия.
2. образы – следы прежних ощущений, от которых отличаются меньшей отчетливостью. Составляют характерные элементы памяти и воображения.
3. чувства – любовь, ненависть, радость, печаль. Обладают качеством и интенсивностью. Это элементы душевных движений.
Задача психологии – описать эти элементы с использованием эксперимента.
Психическое – сфера осознанного, исследуется как замкнутое сознание.
Критика:
- критиковали метод интроспекции;
- обвиняли в искусственности и стерильности подхода к разбиению сознательных процессов на отдельные элементы;
- определение психологии;
- узкая сфера применения психологии.