В отверстиях не должно быть ни крошки, которые мешают движению воздуха

Глину на свистульку нужно брать довольно плотную, чтобы она не меняла форму от легкого прикосновения и под собственной тяжестью.

Я буду лепить свистящего поросенка. Начальная форма похожа на каплю. Размер резервуара будет влиять на характер звука. Большой размер сделает звук глухим. Поэтому нет смысла делать тонкие стенки изделия и держать внутри много воздуха. Так, размер резервуара у меня сравним с одной фалангой большого пальца руки.

Форма готова. Теперь наметим стеком выходное отверстие и вынем глину до самого резервуара. Получился колодец. Важно, что стенка колодца, расположенная к желобу должна совпадать с краем резервуара. Иначе воздух, идущий по желобу, не будет иметь четкой направленности и звука не получится. Если вместо края стенки пустота, аккуратно заполните ее небольшими кусочками глины на конце стека и плотно прилепите до желаемого результата. Большой колодец тоже не нужен по той же причине – поток воздуха будет неплотным.

Теперь нужно сформировать само отверстие желоба и язычок. Есть два пути. Либо мы протыкаем намоченным стеком отверстие в желобе, попутно удаляя ненужные кусочки глины из отверстия, а затем делаем язычок, либо делаем язычок, вынимая часть глины у колодца со стороны, противоположной желобу, с учетом будущего направления отверстия подачи воздуха.

Положение язычка можно немного регулировать для получения звука, а вот отверстие подачи воздуха будет стационарным. Отверстие желоба должно упираться в язычок. Теперь уже можно попробовать посвистеть. Если все указания выполнены правильно, вы уже получите какой либо звук. Моя заготовка запела сразу. Я только слегка утопил язычок и увеличил звонкость.

Положения язычка определяет пропорции разделяемого воздуха. Если большая часть уйдет внутрь – звук будет более глухим. Очень важно, чтобы поверхность резервуара была гладкой и плавно-округлой. Это создаст наименьшее сопротивление звуку, и он будет чище.

В отверстиях не должно быть ни крошки, которые мешают движению воздуха.

Теперь осталось оформить само изделие. Я прилепил налепы на щеки – эффект раздутия, на нос кольцо, приделал ушки и кепку на голову.

Стеком нарисовал прищуренные глаза, имитирующие старания поросенка спеть. На низ сделал для устойчивости пару ножек. Вот такой декоративный хрюшка получился, да еще и музыкальный.

1.17. Работа с глиной: техника лепки вазы. Любой сосуд с плоским дном, в том числе и фигурный (рис. 19.7), начинают лепить с основания, а точнее, с донышка. Раскатайте между ладонями, а затем расплющьте, превратив в диск, комок глины (19.1). Из другого куска глины скатайте на поверхности стола жгут толщиной примерно с палец. Именно такой толщины нужно стараться делать все последующие жгуты. Иногда для того чтобы жгуты имели правильную форму и одинаковую толщину, применяют специальную дощечку с ограничителями. (Об этом приспособлении можно прочитать в разделе «Налепные узоры».) Готовый жгут приклейте сверху вдоль краев диска (19.2). Затем к его торцу присоедините следующий жгут и плотно уложите сверху. Так постепенно, виток за витком, наращивайте стенки сосуда (19.3). Уложенные жгуты сглаживайте пальцами и ладонями, поддерживая изнутри стенки левой рукой (19.4). Такой обработки поверхностей сосуда достаточно, пока рука свободно проходит внутрь. Но перед тем, как тулово сильно сузится и внутренние поверхности окажутся недоступными, их необходимо выгладить и затереть влажной тряпкой или губкой. Сильно суженные участки тулова разглаживайте изнутри пальцами или деревянной ложечкой (19.5). Наружную поверхность продолжайте выравнивать по ходу лепки стекой. Поскольку изготавливаемый учебный сосуд представляет собой условное изображение животного — точнее барана, — носик для слива жидкостей нужно вылепить в виде его головы (19.6). Отдельно из коротких жгутов слепите рога, ручку и завитки, имитирующие шерсть в условной манере. Детали присоедините к сосуду с помощью жидкой глины. Поверхность готового сосуда тщательно разгладьте и осторожно вылейте накопившуюся внутри воду.

1.18. Работа с глиной: техника лепки керамического панно. Керамическое панно, выполненное своими руками, может украсить жилую комнату, столовую и другие помещения в вашем доме или квартире. В зависимости от сюжета и композиции панно может иметь форму прямоугольника, овала, круга, трапеции и т.п. Прежде чем приступить к работе над настенным панно, внимательно прочтите расположенный в конце книги раздел «Налепные узоры». В нем подробно рассказано о технике, которая лежит в основе выполнения настенных панно.

В настенном панно с условным названием «Птица» в качестве налепных деталей использованы узкие полоски, нарезанные из тонкой глиняной пластины, в сочетании с другими простейшими элементами (рис. 45). На пластину, служащую основой панно, наклейте ограничивающие валики (45а). Пространство между ними заполните налетами из мелких шариков (456). Затем кончиком стеки проведите контуры птицы и в пределах его наклейте нарезанные из глиняных пластин узкие полоски. Прижмите их к основанию с помощью простейших штампиков в виде узкого прямоугольника и уголка (45в). Благодаря обработке штампиками полоски не только более прочно закрепятся на основе, но и приобретут рельефный узор. Спину декоративной птицы выклеивают продолговатыми катышами, раскатанными между ладонями (45г). В другом настенном панно (рис. 46) использованы детали, вырезанные из тонких пластин, а также жгуты, шарики и всевозможные катыши. Работу над панно начинают с подготовки основания, или плинтуса, — глиняной пластины толщиной около 10 мм. Вдоль края пластины наклейте бортик из двух тонких жгутов.

Затем приклеиваем основные детали композиции — крупные сучья «деревьев», туловище птицы, гнездо (46.1). Кроме того, следует также наклеить детали, которые будут частично перекрыты другими деталями: крайние перья хвоста и крыльев птицы, лепестки цветов (46.2). Затем на основание приклейте более мелкие детали из шариков, катышей и жгутов (46.2а), а также вырезанные из пластины так называемые под-чашия цветов (46.26). Подчашия можно изготовить и другим способом — например, из двух шариков. Скатайте два шарика: один величиной с орех, другой с горошину (46.26,) — и склейте друг с другом. Когда глина схватится и шарики слегка подсохнут, один шарик последовательно обрезают с трех сторон (46.2б2). Полученную фигуру разрежьте на две равные части, но не до конца (46.2б3) Половинки раздвиньте в стороны, расправьте на ровной плоскости (46.26^), а затем полученное подчашие приклейте к плинтусу. На завершающем этапе (46.3) наклейте мелкие детали и выполните тиснение с помощью керамических и деревянных штампиков (46.3а). Прожилки на листьях нанесите с помощью стеки (46.36). Той же стекой, только другим ее концом, выполните тиснение на одном из жгутов, приклеенных вдоль края панно (46.3в). Прежде чем приступить к изготовлению панно «Пряха», необходимо нарисовать на плотной бумаге рабочий эскиз в натуральную величину. Рисунок на бумагу из книги можно перенести с помощью клеток (рис. 47.1). Затем из эскиза по контурам вырежьте выкройки наиболее крупных деталей рельефа. В свою очередь но этим выкройкам вырежьте из глиняных пластин детали и наклейте их на основание (47.2). По краям основания укрепите обрамление из двух жгутов и наклейте более мелкие детали (47.3). Завершают работу над панно проработкой мелких деталей и выполнением тиснения. (47.4).


1.19. Работа с глиной: техника лепки глиняной скульптуры. Самые первые фигурки из глины служили, скорее всего, религиозным целям, так же, как и в наши дни для верующих продаются как грубые, так и изящные экземпляры мелкой пластики. Мастера используют глину для скульптуры как таковой, а также как материал для отливки форм в металле. Уже не одно тысячелетие в конце рабочего дня из остатков и обрезков гончары лепят игрушки для своих чад. А в Непале и Индонезии делают ручки и носики, которые затем приставляют к различным сосудам бытового назначения.

Техника

Едва взяв в руки глину, вы почувствуете, как она поддастся, меняет форму. Это разжигает ваше воображение и побуждает к дальнейшим действиям, и вы не остановитесь, пока, вытягивая, сжимая, сворачивая ее, вы не получите узнаваемую форму. Есть идеальная консистенция для лепки, когда глина не настолько сухая, чтобы трескаться, и не настолько влажная, чтобы липнуть к рукам, — и тогда вдохновенные пальцы способны сотворить чудо.

Составные изделия

Если в ходе работы к куску глины нужно добавить еще какое-то ее количество, то в пластичном состоянии это нетрудно сделать, крепко прижав два куска друг к другу до получения плотного соединения. Но иногда бывает легче вылепить порознь крупные или сложные части изделия и соединить их тогда, когда они станут достаточно твердыми, чтобы держать форму. В этом случае необходимо применить способ соединения, известный как обмазывание, когда на соединяемых поверхностях делаются грубые насечки, на которые наносится толстый слой жидкой глины, обеспечивающий «склеивание» частей.

Лепка с удалением лишнего

Если в процессе лепки, пока изделие еще находится в пластическом состоянии, требуется его подправить, то лишнее можно отщипнуть пальцами или отрезать соответствующим инструментом. Когда изделие достаточно затвердело и при этом сохранило еще относительную мягкость, работать нужно острым инструментом, и тут гончару приходится действовать как скульптору, так как с помощью резца можно добиться более четких поверхностей и острых кромок. Детали лучше прорабатывать на этой стадии, пока глина не стала хрупкой, как мел, а тщательно выполненная скульптура не рассыпалась.

Полости и отверстия

Из-за неравномерного высыхания и усадки толстостенных изделий крупных форм существует опасность их растрескивания или даже разрушения при обжиге. Поэтому необходимо предусматривать небольшие модельные полости — маленькие отверстия обеспечивают выход воздуха при расширении изделия. Хотя осложнений можно избежать, используя при формовке полых изделий в качестве сердечника горшок или сделанный из бруска цилиндр, в большинстве случаев в изделии все-таки необходимо сделать полости. Для этого заготовку в достаточно мягком состоянии разрезают пополам и специальным инструментом выбирают полость, а затем стыки обмазывают жидкой глиной и половины соединяют.

1.20. Работа с глиной: изделия из пластов глины. Для изготовления пластов используются различные методы, часто в сочетании друг с другом. На первом этапе берут комок глины и бросают его на твердую поверхность. Люди из племени тиви повторяют это действие снова, а затем топчут его ногами. Чтобы получить плоский лист, гончары из мексиканского штата Оахака пользуются особым молотком, который называется азотадор, сделанным из обожженной глины.

Далее, чтобы получить более ровную поверхность, листы раскатываются любым предметом цилиндрической формы — это может быть деревянный валик, бутылка, скалка. Для обеспечения одинаковой толщины под скалку с каждой стороны листа можно подложить по дощечке. Раскатка производится от середины листа к краям. Если нужно, лист можно переворачивать.

В альтернативном способе получения листов используют приспособление, состоящее из проволоки, прочно закрепленной в металлической раме. Закрепив проволоку на той или иной высоте, получают листы различной равномерной толщины, нажатием направляя рамку вниз до рабочей поверхности, при этом проволока прорезает глину.

На этой стадии листы можно разрезать на плитки нужного размера или делать основание для рельефной плиты. Для дощечек из глины на религиозные сюжеты, которые делались в индийском штате Раджастхан, листовая глина использовалась как для основания, так и для закрепленных на нем фигурок богов и героев, которые выполнялись из разрезанных и согнутых листов.

Соединение листов

После того, как нарезаны детали нужной формы, еще до соединения листов в изделие они подвергаются предварительной сушке до полутвердого состояния для обеспечения требуемой жесткости, хотя в ряде случаев листы должны оставаться мягкими (если в процессе сборки требуется сгибать или растягивать детали). Затем на соединяемых поверхностях наносятся борозды, которые обмазываются жидкой глиной и плотно прижимаются друг к другу. Соединять можно встык или срезав кромки под углом.

Изделия из листовой глины обычно четырехгранные, хотя при использовании скошенных стыков можно выполнять многогранные изделия. Диапазон применения листовой глины довольно широк — от кубических ваз и шкатулок до полых римских каминных плиток для дымоходов, используемых в системах центрального отопления. Народ племени тиви делает скульптуры, разрезая два идентичных бруска глины и вставляя между ними несколько витков глины.

Изготовление цилиндров

Цилиндры делаются из пластичной глины в виде листов, которые сгибаются без образования трещин. Лист заворачивается вокруг шаблона, обернутого бумагой для предотвращения прилипания, и кромки аккуратно подрезаются и плотно прижимаются друг к другу.

1.21. Работа с глиной: шликерное литье. Среди различных способов формовки керамических изделий литье занимает особое место. Оно дает возможность с большой точностью изготовить множество совершенно одинаковых тонкостенных сосудов, имеющих сложную форму, небольших скулыпурок с тонкой проработкой деталей. Глиняное, или шликерное, литье основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и на свойстве глины отдавать влагу. Гипсовая форма, в которую наливают шликер, интенсивно вбирает в себя воду. При этом слой глинистой массы одинаковой толщины равномерно распределяется по внутренним поверхностям формы, образуя стенки будущего изделия, или, как говорят керамисты, черепок. После высыхания полое глиняное изделие извлекают из формы и досушивают перед тем, как подвергнуть обжигу.

Непосредственному литью предшествует большая подготовительная работа. Необходимо выполнить эскиз и изготовить по нему модель будущего изделия, а затем отлить из гипса по модели литейную форму. Форму нужно досушить уже без модели в течение двух-трех суток. Теперь нужно приготовить шликер — отмученную жидкую глину. Залейте шликер в хорошо просушенную гипсовую форму доверху (рис. 35.1). Пористый гипс сразу же начнет всасывать из него влагу. Об этом легко догадаться по тому, как будет быстро падать в форме уровень шликера. Всасывая влагу, гипс притягивает к поверхности формы мельчайшие частицы глины, находящиеся в шликере во взвешенном состоянии. Постепенно на стенках формы образуется достаточно плотный слой глиняной массы. Сразу же после заливки шликера этот процесс идет очень быстро, затем замедляется и прекращается совсем. Именно в этот момент шликер нужно слить (35.2). На стенках внутренних поверхностей гипсовой формы остается слой глины, находящийся в тестообразном состоянии, — стенки будущего сосуда. Через некоторое время слой глины на стенках формы начинает подсыхать (35.3). Одновременно происходит его усадка. При этом отливка уменьшается в размерах, и ее стенки (черепок) постепенно отделяются от гипсовой формы. В этот момент стенки затвердевают и становятся тоньше. Убедившись, что отливка достаточно хорошо подсохла, а ее стенки отделились от формы, осторожно снимите верхнюю половину и так же не спеша извлеките отливку из нижней половины формы (35.4). Пока изделие еще не совсем высохло, производят его оправку: срезают ножом рельефно выступающие швы, образовавшиеся кое-где на стыках гипсовой формы; заделывают мягкой глиной всевозможные вмятины, углубления и царапины; после этого поверхность заглаживается увлажненной губкой. Если изделие пересохло, то неровности можно устранить с помощью наждачной бумаги. После оправки изделие ставят на полку и сушат при комнатной температуре в течение пяти-шести дней.

1.22. Работа с глиной: дообжиговое декорирование. Все существующие способы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида — рельефное и гладкое декорирование.

Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье.

К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись. Изделия подвергают декоративной отделке или до обжига, или после него.

Прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность или отдельные участки изделия натирают гладким предметом (камнем-голышом, полированной косточкой, стеклянным пузырьком, стальной ложкой и т.д.). При этом лощеные поверхности приобретают мягкий ровный блеск, который после обжига усиливается.

Перед лощением изразец нужно подсушить до такого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно. Такое состояние художники называют кожетвердым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: