Работа с глиной: накладной декор

Накладные узоры используются как декоративные элементы на поверхности предмета, как плоского, так и объемного. Они выполняются на предварительно взрыхленной и смазанной шликером стенке, к которой прикрепляется жгут, шарик или полоска из глины.

1 Накладные узоры для пластины или плитки. Сначала подготовьте требующиеся детали (шарики, прямые и спиральные жгуты и т. д.). Их толщина должна быть равной или меньшей по сравнению с толщиной основного изделия.

2 Разложите подготовленные детали на пластине.

3 Раскатайте выложенную композицию валиком или скалкой. В результате первоначальная композиция деформируется. Деформация будет тем больше, чем толще слой добавленных деталей. Если вы хотите получить рельефный декор, то при раскатывании нажимайте с меньшей силой.

1.24. Работа с глиной: роспись керамических изделий. Керамические изделия можно расписать так называемым холодным способом — он доступен и прост. Для росписи применяются обычные акриловые, гуашевые или масляные краски. Они не требуют повторного обжига, так что художник сразу же видит результаты.

Роспись ангобами. Ангоб — это глина, разведенная до консистенции жидкой сметаны. Ангобы разных цветов можно получить двумя способами.

Первый — подобрать различные глины, которые после обжига дадут самые разнообразные цвета, от белого до почти черного. Эти глины можно и смешивать, добиваясь множества оттенков. В вашем распоряжении будут красные, коричневые, серые тона. Здесь необходим эксперимент еще до росписи - обжиг разных ангобов и их смесей.

Второй способ — окраска белого ангоба термостойкими гуашевыми красками. Подойдут, например, кобальт синий, кобальт зеленый, окись хрома. Роспись ангобами производится до обжига, когда изразец находится в кожетвердом состоянии.

Перед росписью изразец нужно покрыть тонким слоем белого ангоба. Опустите изразец на несколько секунд в чистую воду, а затем его лицевую сторону окуните в ангоб. Когда белый ангоб немного подсохнет (но не совсем!), можно начинать роспись.

Цветные ангобы наносятся на изразец кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей или пипеткой. Рожок изготовляют из коровьего рога, воронку — из куска жести. В конце воронки и рожка вставляют соломинки или тонкие пластмассовые трубочки. Толщина линий, наносимых на поверхность изразца, будет зависеть от скорости движения рожка или воронки.

Расписанный ангобами изразец обжигается так же, как и обычная терракота. Но тут нужно иметь в виду вот что. Если вы не собираетесь потом покрывать изразцы глазурью, лучше заранее, еще до росписи, добавить в ангобы флюс — он значительно увеличит их прочность. Наиболее простой и дешевый флюс — толченое стекло.

1.25. Методика организации кружка «Керамика» в школе.

Целью занятий в кружке «Керамика» является воспитание у детей интереса к искусству лепки из глины, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.

Привлекать к работе кружка можно детей с самого раннего возраста. В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.

В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как данный декоративно-прикладной вид искусства требует знания технологии.

Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимых материалов и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.

Занятие в кружке лучше проводить два раза в неделю по 2 часа во внешкольных учреждениях, а в школе — два раза в неделю, но по 1 часу или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятий позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.

Посещаемость кружка, дисциплина, а в конечном счете и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.

На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.

Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием.

1.26. Гончарное ремесло в истории декоративно-прикладного искусства Белоруссии. Заўседы лічылася, што ганчар – гэта той, хто вырабляе гліняны посуд з дапамогай ганчарнага круга, а тыя, хто займаецца ручнымі спосабамі фармоўкі гліняных вырабаў, называюцца керамістамі. Аднак, слоўнікі мне падказалі, что ганчаром можа быць і аматар ручной лепкі. Так, звяртаемся да Энцыклапедыі этнаграфіі: “ГАНЧАРСТВА, вытворчасць ганчарных вырабаў гаспадарчага і дэкаратыўна-прыкладнога прызначэньня з гліны. Назва паходзіць ад слова “горн” (“горан”, “гарно”). Зарадзілася ў раннім неаліце, у спецыліязаванае рамяство вылучылася са з’яўленнем ганчарнага круга (на Беларусі ў 10 ст.). Першапачаткова вырабы ляпілі ад рукі с фармовачнай масыбез апальвання. Паступова асноўным кампанентам фармовачнай масы стала гліна, у якую для павелічэння трываласці дадавалі сухую траву, лубяныя валокны, тоўчаныя ракавіны, жарству, пясок. З 19 ст. фармовачную масу рабілі з аднаго-двух гатункаў гліны шляхам працяглай пластычная апрацоўкі (нагамі, рукамі, доўбняй, таркай, стругам, зрэзкай). … Фармавалі пасудзіну на нажным або ручным ганчарным крузе. Спосабы фармоўкі: выцісканне (выбіванне), налеп (пераважна кальцавы), выцягванне або спалучэнне спосабаў. …”

У рускай мове сустракала дзве версіі паходжання слова “ганчар” – ад слова “гаршок” и ад слова “горн”.

Вынік з усяго гэтага я зрабіла такі: хутчэй за ўсе гэта “ганчарны круг” – вытворнае ад слова “ганчар”, а не наадварот. Але ж слоўнікі слоўнікамі, а называць керамістам таго, хто не мае жадання працаваць на ганчарным крузе, у мяне язык не паварочваецца. Вось што значыць логіка сутыкнулася з непрыступнай сцяной народных звычак і стэрэатыпаў.

• Формы ганчарных вырабаў развіваліся на працягу тысячагоддзяў і пад уплывам розных патрэбаў – гаспадарчых, бытавых, культурных і нават эканамічна-сацыяльных. Калі першая беларуская (і не толькі) кераміка выглядала даволі проста і аднатыпна, то с цягам часу шматлікія вырабы з гліны сталі больш разнастайнымі. Цікава, што першыя сасуды былі вострадоннымі – так было зручней іх ставіць на дол. Найвышэйшай жа кропкі свайго развіцця асартымент ганчарных вырабаў на Беларусі дасягнуў у другой палове XIX – пачатку XХ стст.

• І вось зараз, на пачатку XХI ст. мы паціху вяртаемся да сівога ганчарнага мінулага – колькасць ужываемага намі ў побыце керамічнага посуду, як і вымаўляемых назвваў такога посуду, значна скарацілася. Міска, чашка, талерка, добра калі збан… - зазірніце ў свае кухонныя шафы, ці ёсць там што-небудзь яшчэ? У мяне раней не былоJ Зразумела, што ёсць і аб’ектыўныя прычыны на гэткую абмежаванасць - не ў кожнага ў хаце ёсць печ; смятану і тварог мы купляем у крамах; рукі мыем з дапамогай сантэхнічнага абсталявання; ежу ў поле мужчынам не носім і г.д. Але ж забывацца на традыцыі ня трэба. Тым больш, шмат якімі традыцыйнымі вырабамі можна карыстацца па іх непасрэднаму прызначэнні, я ўжо не кажу пра тое, што трэба правільна называць тое, што мы ўжываем зараз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: