Устранение дефектов на линейной части

1.9.1 Вопрос: Особенности метода ремонта по КМТ

Ответ: В основе метода лежит установка на участок трубопровода с дефектом композитно-муфтовой ремонтной конструкции, которая обеспечивает полное восстановление прочности и долговечности отремонтированного участка трубопровода до уровня бездефектной трубы при воздействии статических и циклических нагрузок.

Композитно-муфтовая ремонтная конструкция состоит из стальной муфты, сваренной из двух полумуфт, которая устанавливается на трубе по центру дефекта с кольцевым зазором от 6 мм до 40 мм. Допуск для кольцевого зазора позволяет ремонтировать трубопроводы с дефектами геометрии и изгибом продольной оси. Концы кольцевого зазора заполняются герметиком. Объем между трубой и муфтой заполняется композитным составом.

На время проведения ремонтных работ по композитно-муфтовой технологии давление в секции с дефектом, подлежащем ремонту, должно быть снижено: при дробеструйной обработке поверхности трубопровода, а также на время отверждения композитного состава (для обеспечения восстановления несущей способности отремонтированного дефектного участка трубопровода до уровня бездефектной трубы) в течение 24 часов после завершения работ по заполнению кольцевого зазора муфты композитным составом.

В нижнюю полумуфту ввинчиваются два входных стальных патрубка, предназначенные для подсоединения к ним гибких шлангов, по которым будет подаваться композитный состав, при этом один патрубок является основным для подачи композитного состава, а другой является резервным (подключение к резервному патрубку производится в случае засорения основного).

В верхнюю полумуфту ввинчиваются два выходных стальных патрубка. Кроме того, в верхней полумуфте имеются три ряда контрольных отверстий с болтами, предназначенными для выпуска воздуха и контроля уровня композитного состава при заливке.

В обеих полумуфтах имеются по четыре резьбовых отверстия, в которые вворачиваются установочные болты, предназначенные для регулировки зазора между муфтой и трубой и выполняющие функцию опор при установке муфты на трубопровод.

Технология ремонта обеспечивает возможность ремонта дефектов в сочетании со следующими конструктивно-технологическими особенностями трубопровода:

- на изгибах трубопровода (с минимальным радиусом изгиба R=1,5Dн);

- при смещении кромок в поперечном сварном шве;

- при овальности трубы.

п. 5.1- 5.8 РД 23.040.01-КТН-108-10

1.9.2 Вопрос: Условия проведения работ по композитно-муфтовой технологии

Ответ: На время проведения ремонтных работ по композитно-муфтовой технологии давление в секции с дефектом, подлежащем ремонту, должно быть снижено: при дробеструйной обработке поверхности трубопровода, а также на время отверждения композитного состава (для обеспечения восстановления несущей способности отремонтированного дефектного участка трубопровода до уровня бездефектной трубы) в течение 24 часов после завершения работ по заполнению кольцевого зазора муфты композитным составом.

Заполнения муфты композитным составом выполняется при температуре от плюс 4оС до плюс 40оС. Для обеспечения требуемого диапазона температур над местом ремонта устанавливается обогреваемое защитное укрытие палаточного типа. П. 1.1, 5.3 РД 23.040.01-КТН-108-10

1.9.3 Вопрос: Подготовительные работы при установке рем. конструкций

Ответ: К подготовительным работам относятся:

а) определение местоположения дефекта по данным внутритрубной диагностики - в соответствии с требованиями ОР-19.100.00-КТН-010-10;

б) земляные работы для обеспечения доступа к месту проведения ремонта на трубопроводе - в соответствии с требованиями РД-23.040.00-КТН-386-09;

в) очистка участка трубопровода от изоляционного покрытия в месте установки ремонтных конструкций в соответствии с требованиями раздела 6.3 настоящего документа;

г) проведение дополнительного дефектоскопического контроля дефекта подлежащего ремонту - в соответствии с требованиями ОР-19.100.00-КТН-010-10;

д) обозначение границ дефекта, подлежащего ремонту несмываемой краской.

п. 6.1.2 РД 23.040.01-КТН-108-10

1.9.4 Вопрос: Приготовление герметика и герметизация зазоров при проведении работ по композитно-муфтовому ремонту

Ответ: Для приготовления герметика используют два компонента: смола (жидкость) и наполнитель-отвердитель (порошок).

Герметик готовят небольшими порциями, что связано с малым временем отверждения (приблизительно 15 минут), в пластмассовом ведре с использованием перемешивающего устройства, например, пневматической дрели с насадкой (мешалкой). Для дозирования компонентов применяют мерные стаканы. В ведро мерным стаканом наливают компоненты герметика в определенном соотношении, это соотношение может изменяться в зависимости от консистенции, которая требуется по местным условиям. Затем составляющие тщательно перемешиваются переносным перемешивающим устройством до получения однородной массы, после чего герметик готов к применению.

Герметизация краев кольцевого зазора производится с целью создания замкнутого объема между трубой и муфтой для заполнения его композитным составом.

Герметизацию выполняют в два слоя. Первый слой непосредственно заполняет боковой зазор между трубопроводом и муфтой на глубину 25 мм. Второй слой образует внешний скос ремонтной конструкции. Скос обеспечивает плавный переход от внешней цилиндрической поверхности муфты к внешней цилиндрической поверхности трубопровода, необходимый для качественного нанесения изоляционного покрытия на ремонтную конструкцию.

Герметизацию зазоров выполняют шпателями поочередно: сначала с одного конца муфты, потом с другого. Необходимо следить за тем, чтобы герметик ложился в боковой зазор плотной однородной массой.

По мере заполнения зазора герметиком производится формирование скоса. При формировании скоса угол между перпендикуляром к трубе и линией, образуемой скосом, должен быть не менее 30°. Допускается сначала полностью заполнить кольцевой зазор герметиком, и потом произвести формирование скоса. 6.7.3 – 6.7.5, 6.8.1 – 6.8.4 РД 23.040.01-КТН-108-10

1.9.5. Вопрос: Нанесение изоляционного покрытия на отремонтированный участок трубопровода

Ответ: Установленные ремонтные конструкции должны быть изолированы от почвенной коррозии защитными покрытиями по своим характеристикам аналогичным основному покрытию трубопровода в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51164.

Технология восстановления защитного покрытия трубопровода с применением полимерно-битумных изоляционных лент, термоусаживающихся материалов (лент или манжет) или полиуретановых покрытий включает следующие последовательно проводимые операции:

-очистка от снега, грязи и других инородных включений;

-нагрев изолируемой зоны до нужной температуры (если в этом есть необходимость);

-очистку ремонтной конструкции и прилегающего участка трубопровода, подлежащего восстановлению, от ржавчины, остатков покрытия, пыли, шлака, капель металла;

- нанесение соответствующего адгезионного праймера;

- нанесение на восстанавливаемый участок защитного покрытия по технологии, принятой для данного вида покрытия и конструкции;

- контроль качества нанесенного защитного покрытия.

Величина нахлеста витков изоляционной ленты (при ее спиральной намотке) должна быть в пределах 4-5 см, а при монтаже манжеты на манжету «сигаретным» способом - не менее 75 мм.

После завершения изоляционных работ на восстановленном участке покрытия не допускается наличие гофр, складок, прожогов, мест отслоений покрытия от поверхности трубы. Толщина защитного покрытия на восстановленном участке должна соответствовать нормативным требованиям. П. 6.11.1, 6.11.4, 6.11.8, 6.11.11 РД 23.040.01-КТН-108-10

1.9.6 Вопрос: Требования к материалам ремонтных конструкций

Ответ: Муфты должны быть изготовлены из листового проката или прямошовных (бесшовных) труб, предназначенных для сооружения магистральных трубопроводов. Для изготовления муфт применяются углеродистые, низколегированные стали марок 09Г2С, 09Г2С-У 13Г1С-У, 17Г1С-У, 10Г2ФБ или аналогичные им. Муфта должна быть изготовлена из стали аналогичного класса прочности, что и ремонтируемая труба. Толщина стенки муфты и ее элементов при одинаковой прочности металла трубы и муфты должна быть не меньше толщины стенки ремонтируемой трубы. Допускается применение меньшей нормативной прочности металла муфты номинальная толщина ее стенки будет увеличена в соответствии с расчетом по СНиП 2.05.06-85* (п 8.22), при этом толщина стенки муфты не должна превышать толщину стенки трубы более чем на 20 % (допускается превышение 20 % при округлении величины толщины стенки муфты до ближайшего стандартного значения толщины листа).

Эквивалент углерода металла трубной стали для изготовления муфт не должен пре-

вышать Сэ<0,46%.

При установке муфты на дефектный кольцевой сварной шов, соединяющий трубы разной толщины, или на дефект «разнотолщинность» муфта выбирается по наименьшей толщине стенки трубы, входящей в соединение.

Муфты должны быть изготовлены в заводских условиях в соответствии с ТУ, утвержденными и согласованными в установленном порядке с ОАО «АК «Транснефть». ТУ на изготовление ремонтных конструкций должны быть внесены в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть». Муфты должны иметь маркировку, паспорт и сертификаты качества на применяемые материалы.

Применение муфт и других ремонтных конструкций, изготовленных в полевых условиях (в трассовых условиях) запрещено.

П. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.7 Вопрос: Типы рем. конструкций для ремонта трубы и кольцевых сварных соединений

Ответ: Постоянные ремонтные конструкции:

- композитная муфта, устанавливаемая по технологии КМТ (П1);

- обжимная приварная муфта с технологическими кольцами (П2);

- галтельная муфта для ремонта поперечных сварных швов (П3);

- галтельная муфта с короткой полостью с заполнением антикоррозийной жидкостью для ремонта поперечных сварных швов и «чопиков» с примыканием к поперечному шву (П4);

- сварная галтельная муфта с технологическими кольцами (П5);

- удлиненная сварная галтельная муфта с технологическими кольцами для ремонта поперечных сварных швов и дефектов в стенке трубы, примыкающих к поперечному сварному шву и расположенных в зоне шириной до (0,75DН -100 мм) в каждую сторону от поперечного сварного шва (П5У);

- удлиненная галтельная муфта для ремонта гофров с заполнением антикоррозионной жидкостью (П6);

- герметизирующий чоп для ремонта отверстий (П10).

Временные ремонтные конструкции:

- муфта В1 приварная необжимная муфта с технологическими кольцами и заполнением антикоррозийонной жидкостью;

- муфта В2 приварная муфта с коническими переходами и заполнением антикоррозионной жидкостью.П. 5.2.2 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.8 Вопрос: Типы рем. конструкций для ремонта ненормативных конструктивных деталей и приварных элементов

Ответ: Для ремонта патрубков, отверстий и несанкционированных врезок применяются патрубки с усиливающей накладкой П7.

Для ремонта патрубков, отверстий и несанкционированных врезок применяются разрезные тройники заводского изготовления П9. Разрезные тройники с диаметром патрубка от 325 до 720 мм применяются для ремонта патрубков без остановки перекачки продукта.

Для ремонта вантузов, сигнализаторов пропуска средств очистки и диагностики, отборов давления, патрубков, отверстий и несанкционированных врезок применяются муфтовые тройники П8

Для ремонта дефектов в сварных швах приварки патрубка вантузов диаметром до 219 мм и патрубков ремонтных конструкций П7 диаметром до 219 мм применяются композитные муфты П1В - для ремонта вантуза с задвижкой и П1П7 - для ремонта патрубков П7.

П. 5.2.3 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.9 Вопрос: Требования к трубным катушкам для замены участков

Ответ: Длина вырезаемого участка трубопровода с дефектом и длина ввариваемой бездефектной «катушки» должны быть не меньше наружного диаметра ремонтируемого трубопровода. Ввариваемая «катушка» должна быть изготовлена из труб того же диаметра, толщины стенки и аналогичного класса прочности трубе ремонтируемого участка и иметь сертификат, паспорт, акт входного контроля на трубу, из которой она изготовлена.

П. 5.2.4.3, 5.2.4.4 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.10 Вопрос: Требования к сварным соединениям рем. конструкций

Ответ:

А) Контроль продольных швов муфты

По результатам измерений продольные швы муфты должны удовлетворять следующим требованиям:

− усиление наружных швов должно иметь плавный переход к основному металлу и иметь высоту в пределах от 1,0 до 2,5 мм при толщине стенки до 10 мм, включительно, и

1,0-3,0 мм при толщине стенки более 10 мм;

− шов должен иметь ширину, достаточную для перекрытия основного металла соединения в каждую сторону от шва. При этом для оценки необходимой ширины шва следует руководствоваться значениями, приведенными в таблице 4;

− смещение стыкуемых кромок муфты не должно превышать 20 % толщины стенки, но не более 3,0 мм. Для муфт с толщиной стенки до 10,0 мм допускается смещение кромок до 25 % толщины стенки, но не более 2,0 мм.

Контроль продольных швов муфты, установленной на ремонтируемую трубу, осуществляется с применением ультразвукового метода.

По результатам ультразвукового контроля «годными» считают продольные сварные соединения, в которых дефекты не обнаружены, или размеры обнаруженных дефектов отвечают критериям допустимости.

Б) Контроль угловых швов приварки ремонтных конструкций

Контроль кольцевых угловых швов должен проводиться после окончания приварки отдельных элементов ремонтной конструкции к трубе.

Контроль качества кольцевых угловых швов соединений приварки ремонтных конструкций (или элементов) к трубе должен проводиться визуально-измерительным, ультразвуковым и капиллярным методами.

Усиление (выпуклость) кольцевых угловых швов (швов нахлесточных соединений приварки ремонтной конструкции к трубе), выполненных в нижнем положении допускается не более 2 мм, в других пространственных положениях – не более 3 мм.

Ослабление (вогнутость) кольцевых угловых швов при сварке во всех пространственных положениях допускается не более 1 мм.

Форма кольцевого углового шва сварного соединения приведена на рисунке 4.

В кольцевых нахлесточных швах не допускаются:

− трещины всех видов и направлений;

− подрезы на основном металле трубы, а также непровары в корневом слое углового шва;

− несплавление металла шва с основным металлом трубы и муфты и между слоями;

− протяженные и непротяженные дефекты на линии сплавления углового шва нахлесточного сварного соединения с основным металлом трубы и муфты.

Контроль сварного шва «ремонтная конструкция – труба» методом УЗК выполняют как со стороны трубы, так и со стороны ремонтной конструкции.

Контроль сварных швов приварки патрубка производится дважды, после приварки патрубка к трубе и приварки усиливающего воротника к патрубку.

По результатам ультразвукового контроля «годными» считают угловые соединения, в которых дефектов не обнаружено, или размеры обнаруженных дефектов отвечают критериям допустимости. П. 6.4.3.4, 6.4.3.5 РД 19.100.00-КТН-001-10.

1.9.11 Вопрос: Требования к температурным режимам сварки муфтовых тройников

Ответ: Температура предварительного подогрева кромки патрубка при сварке швов приварки патрубка к трубе и приварки патрубка к трубе и муфте и полумуфт и ремонтируемой трубы при сварке кольцевых угловых швов приварки муфты к трубе должна быть не менее 100ºС при любой температуре окружающей среды. Ширина зоны подогрева должна быть не менее 80 мм от границы шва. В процессе сварки выполняют контроль температуры кромки патрубка и кромки полумуфт. В случае остывания кромки ниже 50ºС следует произвести подогрев до температуры (100+30)ºС. Перед началом сварки необходимо выполнить просушку участков трубы, прилегающих к патрубку, нагревом до 50ºС. Ширина зоны про-сушки должна быть не менее 80 мм в каждую сторону от оси шва. Температуру подогрева контролируют на расстоянии 15 мм от свариваемой кромки патрубка. П. 6.3.1.3 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.12 Вопрос: Сборка обжимных и галтельных металлических муфт

Ответ: Сборка ремонтных конструкций П2, П3, П4, П5, П5У, П6 В1, В2 выполняется в следующей последовательности:

- очистить от изоляции участок трубы, перекрывающий по длине границы муфты на 200 мм в каждую сторону;

- провести ДДК дефекта;

- отметить маркером (мелом) границы и центр дефекта на трубопроводе, границы муфты симметрично относительно центра дефекта;

- уточнить границы участка удаления изоляции и при необходимости дочистить его;

- провести визуально-измерительный контроль (далее - ВИК) участка трубы выходящего за границы муфты на 100 мм в каждую сторону;

- на теле трубы произвести разметку кольцевых угловых швов «муфта - труба»;

- провести неразрушающий контроль методами ПВК и УЗК через каждые 50 мм в обе стороны от линии сварки на расстоянии 50 мм.;

- очистить муфту от ржавчины пескоструйной обработкой или металлической щеткой;

- проверить фактическую толщину стенки муфты ультразвуковым толщиномером, а размеры кромок шаблоном сварщика;

- провести очистку кромок и прилегающих к ним наружной и внутренней поверхности муфт на длину не менее 20,0 мм до чистого металла;

- сошлифовать усиление заводских продольных сварных швов в месте установки муфты (с учетом технологических колец) до величины 0,5 - 1,0 мм под муфтой и на расстоянии не менее 40 мм от торцов муфты;

- подкладные пластины следует прихватывать сваркой к одной полумуфте со стороны разделки кромки продольного шва для исключения приварки муфты к основной трубе трубопровода. Перекос подкладки от оси шва не допускается. Запрещается приварка продольного шва муфты к трубопроводу;

- установить на трубе две полумуфты, произвести их сборку и фиксацию на трубе. При установке на трубу муфта должна перекрывать дефект на расстоянии не менее 100 мм с каждой стороны. Продольные швы муфты должны быть смещены относительно продольных швов трубопровода на расстояние не менее 100 мм.;

- произвести проверку зазора и смещение стыкуемых кромок одновременно с зазором между стенками муфты и основной трубой трубопровода по всему периметру.;

- провести предварительный подогрев продольных кромок муфты непосредственно перед прихваткой;

- произвести прихватку продольных стыков по длине муфты.

6.6.1.1 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.13 Вопрос: Сборка катушек

Ответ: Подгонка «катушек» производится в следующей последовательности:

производится разметка «катушек», длина которой должна соответствовать длине вырезанного участка с учетом припуска на механическую обработку после газовой резки величиной 2 мм. Длина «катушки», готовой к установке, должна быть меньше длины ремонтного участка на величину от 2 до 3 мм;

разметка линии реза производится мелом или тальком с применением мягких шаблонов либо других специальных приспособлений.

для определения длины монтируемой «катушки» производится измерение длины заменяемого участка трубопровода в 4-х точках по горизонтальной и вертикальной плоскостям. Разность длин образующих должна составлять не более 3 мм.

Неперпендикулярность обработанных торцов «катушки» относительно образующей трубы не должна превышать 2 мм.

5.2.4 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.14 Вопрос: Сварка обжимных металлических муфт (П2)

Ответ: После сборки и прихватки выполняют сварку ремонтной конструкции П2 в следующей последовательности:

а) снять сборочные приспособления, произвести сварку продольных корневого, заполняющих и облицовочного слоев швов муфты

б) удалить с помощью шлифмашинки выступающие концы подкладки;

в) провести визуальный и измерительный контроль качества сварки продольных швов муфты;

г) провести контроль качества сварки продольных швов муфты ультразвуковым методом;

д) произвести подогрев кромок торцов муфты;

е) произвести сварку корневого, заполняющих и облицовочного слоев кольцевых угловых швов

п. 6.7.1.4 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.15 Вопрос: Сварка галтельных муфт (П3, П4, П5, П5У, П6, В1, В2)

Ответ: После сборки и прихватки стыков следует выполнить сварку в следующей последовательности:

а) снять сборочные приспособления, произвести сварку продольных корневого, за-полняющих и облицовочного слоев швов муфты.

б) удалить с помощью шлифмашинки выступающие концы подкладных пластин;

в) провести визуальный и измерительный контроль качества сварки продольных швов муфты;

г) провести контроль качества сварки продольных швов муфты ультразвуковым методом;

д) произвести подогрев кромок торцов муфты;

е) выполнить прихватку муфты равномерно по периметру трубы, не допуская пересечения с продольными швами муфты. Длина и количество прихваток:

1) при диаметре стыка до 530 мм количество прихваток три - четыре, длина от 30 до 40 мм;

2) при диаметре стыка от 530 до 820 мм количество прихваток четыре — шесть, длина прихваток от 40 до 60 мм;

3) при диаметре стыка от 1020 до 1220 мм количество прихваток шесть - восемь, длина прихваток от 60 до 80 мм;

ж) произвести сварку корневого, заполняющих и облицовочного слоев кольцевых уг-ловых швов

п. 6.7.2.4 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.16 Вопрос: Сварка муфт КМТ (П1, П1П7, П1В)

Ответ: После сборки и прихватки выполнить сварку ремонтной конструкции П1, П1П7, П1В в следующей последовательности:

а) перед началом выполнения работ по сварке композитных муфт следует произвести просушку (или подогрев) кромок продольных швов и прилегающих к ним участков поверхности полумуфт. Межслойная температура должна составлять от 150 °С до 250 °С. Выполнить сварку двух корневых швов. Сварку продольных швов следует производить одновременно. При протяженности шва более 1 м на каждом шве должны работать одновременно два сварщика.

б) выполнить сварку заполняющих и облицовочного слоев сварного шва. Во избежание температурных деформаций сварка продольных стыков муфты (длиной более 300 мм) первого (корневого) и заполняющих слоев должна выполняться в направлении от центра муфты к ее краям обратноступенчатым способом. П. 6.7.3.3 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.17 Вопрос: Сварка патрубков

Ответ: Сварка патрубков муфтовых тройников.

Последовательность сборки и сварки муфтовых тройников

Перед сборкой и сваркой муфтового тройника следует выполнить разметку шва «патрубок основная труба», кольцевых угловых швов «муфты – труба» и неразрушающий контроль качества участков вблизи зоны ремонта в соответствии с требованиями раздела 7 настоящего документа.

Сборку и сварку муфтового тройника выполняют в следующей последовательности:

а) выполняют сборку и прихватку патрубка к основной трубе:

1) устанавливают патрубок на трубу в проектном положении;

2) фиксируют патрубок на трубе с помощью прихватки;

3) проверяют точность ориентации патрубка, выставление сварочных зазоров, выполняют окончательную прихватку патрубка;

4) проводят просушку основной трубы;

5) выполняют предварительный и сопутствующий (в процессе сварки) подогрев патрубка;

6) приваривают патрубок к основной трубе;

7) проводят неразрушающий контроль (визуальный и измерительный, контроль методом проникающей цветной дефектоскопии, ультразвуковой контроль) корневой части углового кольцевого шва «патрубок – основная труба».

б) выполняют сборку полумуфт на трубе и сварку продольных швов:

1) с помощью приспособления для монтажа тройников ПМТ 530-620/720-820/1020-1220 или аналогичных приспособлений выполняют сборку полу-муфт на основной трубе;

2) выполняют подгонку (в случае необходимости) муфтового тройника к основной трубе путем дополнительной обработки продольной кромки полумуфты абразивным инструментом;

3) выполняют предварительный и сопутствующий (в процессе сварки) подогрев свариваемых кромок полумуфт;

4) выполняют сварку корневого слоя продольных швов полумуфт на подкладных пластинах;

5) выполняют сварку заполняющих и облицовочных слоев шва;

6) после остывание сварного соединения выполняют визуальный и измерительный контроль продольных стыковых соединений полумуфт.

в) выполняют приварку муфты к трубе:

1) устанавливают нагревательные элементы на муфты в зоне кольцевых угло-вых швов приварки муфты к основной трубе при необходимости;

2) выполняют просушку поверхности трубы в зоне сварки кольцевых угловых швов;

3) выполняют предварительный и сопутствующий (в процессе сварки) подогрев свариваемых кромок муфты;

4) выполняют сварку кольцевых угловых швов приварки муфты к основной трубе;

5) после остывание сварного соединения проводят визуальный и измеритель-ный контроль кольцевых угловых сварных швов.

г) выполняют приварку муфты (полумуфты с отверстием) к патрубку и трубе:

1) проводят предварительный и сопутствующий подогрев (в процессе сварки) свариваемых кромок патрубка и муфты;

2) приваривают муфту к патрубку и трубе;

3) после остывание сварного соединения выполняют визуальный и измерительный контроль сварного шва.

д) проводят неразрушающий контроль сварных соединений, включающий: контроль методом проникающей цветной дефектоскопии; контроль ультразвуковым методом.

е) выполняют сварку кольцевого стыка «патрубок – эллиптическое днище (заглуш-ка)» включающую:

1) предварительный подогрев и сварку кольцевого стыка «патрубок – эллиптическое днище (заглушка)»;

2) сопутствующий (в процессе сварки) подогрев соединения ««патрубок – эл-липтическое днище (заглушка)»;

3) неразрушающий контроль физическими методами (визуальный и измери-тельный, радиографический, ультразвуковой контроль) кольцевого стыково-го шва «патрубок – эллиптическое днище (заглушка)».

П.6.7.4.1 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.18 Вопрос: Сварка катушек

Ответ: сварка катушек осуществляется аналогично сварке стыков труб трубопроводов при строительстве линейной части

Контролю подлежат следующие параметры:

- проверка однотипности свариваемых между собой на одном участке труб (одно-шовные, двухшовные, спиралевидные);

- чистоты полости труб;

- зачистки кромок труб и прилегающих к ним наружной и внутренней поверхно-стей;

- отсутствия плевен, рванин, закатов и выходящих на поверхность расслоений любых размеров, качества ремонта кромок (в случае необходимости) и другие требования технологических карт;

- соблюдения допустимой разностенности свариваемых элементов;

- разбежка продольных заводских стыков стыкуемых труб (д.б. не менее 100 мм, рекомендуемое – 250 мм);

- величины смещения наружных кромок;

- величины технологических зазоров в стыках;

- длины и количества прихваток;

- температуры, режима, продолжительности подогрева или сушки;

- режимов сварки;

- порядка и количества слоёв сварки;

- зачистки шва в процессе сварки (послойная зачистка шлаковых карманов);

- применяемых материалов; для сварки корневого и заполняющих слоёв;

- внутренней подварки;

- перекрытия основного металла, высоты усиления, чешуйчатости;

- смещения замков;

П.6.7.5 РД 23.040.00-КТН-386-09, Раздел 11 ОР 91.200.00-КТН-247-10

1.9.19 Вопрос: Заварка коррозионных и механических повреждений

Ответ: Подготовка и заварка механических или коррозионных повреждений поверхности труб должна выполняться в следующем порядке:

а) подготовка выборки под заварку, включающая:

1) разметку выборки;

2) подготовку выборки с помощью переносной сверлильной установки и/или шлифмашинки;

3) неразрушающий контроль (визуальный и измерительный, капиллярный контроль и ультразвуковой контроль остаточной толщины стенки трубы) подготовленной выборки.

б) заварка выборки, включающая:

1) просушку подготовленной поверхности выборки;

2) сварку корневого слоя шва;

3) сварку заполняющих слоев шва, контурного валика и облицовочного слоя шва;

4) визуальный и измерительный контроль выполненной заварки (после остывания сварного соединения).

в) неразрушающий контроль качества выполненной заварки, включающий капиллярный и ультразвуковой контроль.

П. 6.7.6.1 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.20 Вопрос: Ремонт сваркой наружных дефектов кольцевых стыков трубопроводов

Ответ: Ремонт сварных соединений имеющих недопустимые дефекты, осуществляется ручной дуговой сваркой электродами с основным видом покрытия.

Допускается ремонт следующих дефектов:

- недозаполнения разделки;

- шлаковых включений;

- пор;

- непроваров;

- несплавлений;

- подрезов, находящихся на глубине не более 20 % от толщины трубы.

Ремонт трещин не допускается. П. 6.7.7.1- 6.7.7.3 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.21 Вопрос: Методы и объемы НК при ремонтных работах

Ответ: Методы и объемы неразрушающего контроля при установке ремонтных конструкций:

Типы сварных соединений муфт Методы НК Объем контроля, %
Околошовная зона основного металла трубы, примыкающая к кольцевым угловым швам нахлесточных соединений на расстоянии 50 мм   ВИК УЗК ПВК  
Продольные стыковые ВИК УЗК  
Кольцевые нахлесточные при приварке муфты к трубе ВИК УЗК  
ВИК ПВК  

Табл. 13 РД 19.100.00-КТН-001-10

1.9.22 Вопрос: НК участков трубопровода, подлежащего ремонту

Ответ: Неразрушающий контроль участков трубопровода на этапе выбора места под установку ремонтной конструкции выполняется в следующей последовательности:

- ВИК участка трубопровода под установку ремонтной конструкции;

- ПВК участка трубопровода под установку ремонтной конструкции и не имеющего (или имеющего только допустимые) поверхностные дефекты в зоне размещения сварных соединений ремонтной конструкции;

- УЗК толщины стенки трубы для выявления потерь металла на внутренней по-верхности трубы;

- УЗК металла трубы на наличие дефектов типа расслоений и трещин

П. 7.2.1.1 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.23 Вопрос: НК сварных соединений, выполняемых при заварке дефектов

Ответ: После заварки дефектов выполняется визуально-измерительный, ультразвуковой контроль и контроль проникающими веществами

П. 6.7.6.1 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.24 Вопрос: Нормы дефектности сварных соединений

Ответ: По результатам измерений продольные швы муфты должны удовлетворять следующим требованиям:

− усиление наружных швов должно иметь плавный переход к основному металлу и иметь высоту в пределах от 1,0 до 2,5 мм при толщине стенки до 10 мм, включительно, и

1,0-3,0 мм при толщине стенки более 10 мм;

− шов должен иметь ширину, достаточную для перекрытия основного металла соединения в каждую сторону от шва. При этом для оценки необходимой ширины шва следует руководствоваться значениями, приведенными в таблице 4;

− смещение стыкуемых кромок муфты не должно превышать 20 % толщины стенки, но не более 3,0 мм. Для муфт с толщиной стенки до 10,0 мм допускается смещение кромок до 25 % толщины стенки, но не более 2,0 мм.

Критерии допустимости дефектов по результатам УЗК

Наименование дефектов по результатам УЗК Условное обозначение Соответствующий тип дефекта по результатам РК Допустимые размеры дефектов
       
Любой дефект, амплитуда эхо-сигнала от которого превышает браковочный уровень, считают недопустимым При амплитуде эхо-сигнала меньше браковочного уровня допускаются, если:
Непротяженные SH Одиночные, компактные поры и шлаковые включения Не более 4 дефектов на длине 300 мм
Скопление CC Скопления и цепочки пор и/или шлаковых включений l £ S, но £ 30мм å300 £ 30мм
Протяженные LS Удлиненные поры внутренние непровары; несплавления по кромкам и между слоями, трещины Не допускаются
Примечание -å 300 – суммарная условная протяженность дефекта на любые 300 мм шва.

П. 6.4.3.4, Табл. 14 РД 19.100.00-КТН-001-10

1.9.25 Вопрос: Технология земляных работ при устранении дефектов

Ответ: В состав земляных работ входят:

- оформление отвода земли и разрешительных документов на производство работ в охранной зоне, согласование ведения земляных работ с владельцами коммуникаций, нахо-дящихся в одном техническом коридоре или пересекающихся с ДО (МНПП);

- обозначение опознавательными знаками трассы нефтепроводов, нефтепродукто-проводов и других подземных коммуникаций в данном техническом коридоре;

- подготовка площадки для производства ремонтных работ, вспомогательных площа-док;

- устройство проездов для движения техники не ближе 10 м к оси трубопровода;

- обустройство переездов через трубопровод, оборудованных железобетонными до-рожными плитами;

- разработка и обустройство ремонтного котлована (траншеи);

- разработка приямков для врезки вантузов в трубопровод;

- планировка земли на трассе прохождения временных трубопроводов для откачки-закачки нефти и нефтепродуктов (при необходимости);

- устройство амбара для размещения откачиваемого нефти (нефтепродукта) из тру-бопровода на ремонтируемом участке (при необходимости);

- засыпка ремонтного котлована (траншеи), приямков;

- рекультивация земель на месте проведения ремонтных работ и сдача их землеполь-зователям или землевладельцам с оформлением акта.

П. 8.1 РД 23.040.00-КТН-386-09

1.9.26 Вопрос: Порядок проведения дополнительного дефектоскопического контроля (ДДК) дефектов труб магистральных трубопроводов. Сроки проведения ДДК магистральных трубопроводов.

Ответ:

1.1 Дополнительный дефектоскопический контроль (ДДК) проводится с целью уточнения параметров дефектов трубопроводов, обнаруженных ВИП или другими методами неразрушающего контроля, а также для выявления дополнительных дефектов, не обнаруженных при внутритрубной диагностике.

5.1.3. Обнаруженные ВИП приварные элементы (патрубки и сварные присоединения), характеристики которых не указаны в техническом задании на внутритрубную диагностику участка нефтепровода, должны быть обследованы ОСТ в сроки, указанные в Таблице 1 настоящего регламента.

Сроки проведения ДДК приварных элементов

Объект проведения ДДК Срок проведения ДДК (от даты получения отчёта)
Патрубки До 5 шт - не более 10 суток от 5 до 16 шт не более 15 суток от 16 до 30 шт. - не более 25 суток 30 шт. и более - не более 30 суток.
Сварные присоединения, не зарегистрированные по результатам предыдущих инспекций ВИП
Сварные присоединения, примыкающие к сварным швам не более 3 месяцев

5.1.4. Дефекты (вмятины, механические повреждения стенки трубы типа «риска», трещины), первично выявленные должны быть обследованы в срок не более 5 суток от даты получения отчета.

ОСТ в течение 5 суток после проведения ДДК проводит служебное расследование причин повреждения трубопровода и представляет в Компанию акт служебного расследования с приложением к нему актов ДДК вновь выявленных дефектов (Приложение В).

ОР 19.100.00-КТН-010-10, форма акта о проведении ДДК дефекта (приложение В, Г).

п. 1.1, 5.1.3, 5.1.4 ОР 19.100.00-КТН-010-10

1.9.27 Вопрос: Порядок и сроки оформления документации по результатам ДДК дефектов, сроки хранения результатов ДДК

Ответ: Акт ДДК оформляется в течение 5 суток после проведения обследования дефекта специалистами дефектоскопической службы, проводившей ДДК

Результаты ДДК оформляются Актом, форма которого приведена в Приложение В. Акт о проведении ДДК дефектов секции должен содержать:

- наименование ОСТ, РУ (УМН);

- наименование магистрального трубопровода, наименование участка МТ (согласно отчету ОАО ЦТД «Диаскан»);

- номер дефекта по отчету ОАО ЦТД "Диаскан";

- тип, диаметр, номинальную толщину стенки трубы;

- методы неразрушающего контроля, примененные при проведении ДДК;

- нормативно-техническую документацию, по которой выполнялся контроль;

- тип дефекта и его параметры по сертификату и по результатам ДДК;

- параметры дефектов, выявленных при ДДК дефектной зоны и не обнаруженных ВИП;

- приборы и инструменты, примененные при ДДК, параметры контроля (в т.ч. наименование, тип, заводской номер прибора и сведения о поверке);

- схему расположения всех выявленных дефектов в зоне контроля;

- фотографический снимок трубной секции с зоной обследования дефекта;

- должность, фамилию и подпись лица, проводившего контроль, его уровень квалификации и номер удостоверения по примененным методам неразрушающего контроля;

- дату проведения контроля.

П. 5.2.3, 5.2.10 РД 19.100.00-КТН-010-10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: